?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Биозащита ИТЭР

Фотография ниже показывает первый отлитый в бетоне кусок биозащиты ИТЭР на экваториальном уровне - L1. Мне стало интересно разобраться, для чего послужат эти четыре отверстия. Как известно, в проекте их называют портами, и они служат для присоединения к реактору съемных устройств.



В самом правом порту у нас будет стоять заглушка для доступа обслуживающей робототехники MPD и BRHS.


Начало развертывания системы обслуживания бланкета. Вся эта система будет торчать из порта примерно до белого контейнера справа внизу фото.

Чуть левее норки роботов разместится модуль опытного бланкета - для отработки инженерии размножающего трития бланкета. Здесь будут стоять два варианта - один с прокачкой литий-свинцовой эвтектики (с обогащением по Li6), что довольно непросто в условиях зверских магнитных полей и нейтронного подогрева. Второй - это засыпка из шариков литиевой керамики и берилия с охлаждением гелием. Все эти бланкеты скорее всего будут установлены уже после первой плазмы, т.е. еще довольно долго порт будет пустой.


Вся система TBM от бланкета слева до закрытой двери (справа, желто-коричневого цвета)


И некоторые подробности конструктива.

Едем дальше, здесь у нас порт для антенны низкочастного (40-55 МГц) ионно-циклотронного резонансного нагрева - на 10 мегаватт. Сама антенна выглядит так:



А за ней вся припортовая камера будет забита большой системой из низкочастотных коаксиальных, мнэ, пускай кабелей (на самомом деле это металлические трубы диаметром около 30 см).


В самый левый порт тут будет установлена единственная экваториальная антенна системы электронно-циклотронного резонансного нагрева (170 ГГц), изготавливаемая Японией.


Хотя правильнее назвать это не антенной, а оптической системой. К сожалению, как часто бывает с японцами, очень мало известно про актуальный дизайн этого элемента - во всех публикациях только вот этот концепт 5-летней давности и фотографии макетов.

P.S.

Скажите мне, интересны ли такие посты с разбором каких-то деталек ИТЭР (а не какой-то конкретной системы в целом). Лично мне всегда интересно разобраться во всех подробностях каждой фотографий с площадки, но может большинство предпочтет более связанные рассказы.

Интересны ли разборы фотографий элементов ИТЭР

Да, интересны
63(95.5%)
Нет, лучше более системно
3(4.5%)

Tags:

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
egh0st
Jan. 20th, 2017 10:32 pm (UTC)
Второй - это засыпка из шариков литиевой керамики и берилия с охлаждением гелием.

Это как и как из этого тритий добывать будут?
tnenergy
Jan. 21st, 2017 07:43 am (UTC)
Засыпка шариков Li4SiO4 диаметром 1 мм, продувается гелием. Образующийся тритий диффундирует на поверхность и уносится гелием, затем гелий чистится от трития.
avl
Jan. 21st, 2017 12:41 pm (UTC)
А из чего он образуется там?
tnenergy
Jan. 21st, 2017 12:55 pm (UTC)
По реакции Li6 + n -> T + He4 (кстати, с довольно некислым выходом энергии). Нейтроны, соответственно, от термоядерной реакции в реакторе + размножение на бериллии.
senglory
Jan. 20th, 2017 11:06 pm (UTC)

Интересно

niktos12
Jan. 20th, 2017 11:07 pm (UTC)

Учитывая сложность этих деталек, конечно интересно.

simsun
Jan. 21st, 2017 12:54 am (UTC)
> из низкочастотных коаксиальных, мнэ, пускай кабелей (на самомом деле это металлические трубы диаметром около 30 см).
трубы трубами, но всё же наверное это коаксиал а не волновод, размер для такой частоты по идее поболее должен быть, так что врутри... вторая труба?
tnenergy
Jan. 21st, 2017 07:44 am (UTC)
Да, труба в трубе, коаксиальный кабель, а не волновод. Внутри циркулирует азот при давлении 3 атм.

sashman
Jan. 21st, 2017 10:52 am (UTC)
Жёсткую коаксиальную линию можно называть фидером для краткости :)
tnenergy
Jan. 21st, 2017 11:00 am (UTC)
Волновод - тоже фидер. И какой-нибудь волновой канал типа двух параллельных проводников - тоже фидер...
sashman
Jan. 21st, 2017 11:19 am (UTC)
и кабель 10 кВ тоже фидер, и одинокий провод на изоляторах в метро - тоже, и у рыбаков есть такая снасть...

а если формально - то rigid/hardline coax или жёсткая коаксиальная линия :)
tnenergy
Jan. 21st, 2017 12:07 pm (UTC)
Да, точно, я вот не вспомнил такое название.
simsun
Jan. 21st, 2017 05:39 pm (UTC)
Спасибо за фото!
Очень эпично...
ps я правда надеялся в тайне, что они все будут серебрянными, а тут только в местах соеденений
rdia
Jan. 21st, 2017 05:15 am (UTC)
Всё интересно. И фотки, и рассказ!
john_f_nash
Jan. 21st, 2017 06:14 am (UTC)

Интересно. Особенно если это будет касаться российского участия. Наши гиротроны где будут располагаться? Их роль? То же по измерительным системам.

tnenergy
Jan. 21st, 2017 07:57 am (UTC)
>Наши гиротроны где будут располагаться? Их роль?

8 российских гиротронов будут располагаться примерно под стрелочкой RF Power sources



Роль гиротронов в общем-то проста - выдавать по 1 мегаватту радиочастотной энергии. В целом эта энергия будет использоваться для трех задач в ИТЭР: начальный пробой газа, нагрев плазмы и управление током в разных сечениях плазменного шнура, в т.ч. для подавления неустойчивостей типа NTM.

>То же по измерительным системам.

По диагностикам у меня был пост http://tnenergy.livejournal.com/77924.html, где в т.ч. затронуты 3 из 9 российских систем диагностики. Я вообще планирую в этом году написать более развернутые посты по системам диагностики, но когда это произойдет - сложно предсказать.
gvy
Jan. 21st, 2017 12:00 pm (UTC)
Ещё бы оправить это всё... если не возражаете:

> послужать
послужат

> разметится
разместится

> актуальный дизайн
actual design не имеет особо ничего общего с "актуальностью" как временнОй характеристикой в устоявшемся понимании заимствованного термина, скорее "как оно на самом деле".

PS: когда текст/автор неинтересен -- не то что замечаний не предлагаю, просто не дочитываю :)
tnenergy
Jan. 21st, 2017 12:10 pm (UTC)
Спасибо, поправил.

Про "актуальный дизайн" все же думаю, что здесь это подходит нормально. На картинке упрощенная модель, даже не CDR-уровня.
gvy
Jan. 21st, 2017 01:56 pm (UTC)
Мне просто как в т.ч. переводчику такой подстрочник уж совсем глаза порезал :)
kasnv
Jan. 21st, 2017 12:27 pm (UTC)
Все 24 гиротрона будут одинаковой частоты и мощности или только японская часть?
tnenergy
Jan. 21st, 2017 12:54 pm (UTC)
Судя по всему - да, все 24 гиротрона должны быть 1 MW/170 ГГц. От индийских стартовых 140 ГГц/1 MW/10 секунд отказались, вопросы, правда, теперь возникают, как индусы сумеют сделать 1 MW/170 ГГц/1000 с. Судя по всему 16 гиротронов будет к первой плазме, может быть еще 6 европейских.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com