?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть в американском английском устойчивая идиома “rocket science”, означающая что-то головомное, процедурно сложное. Мне всегда было обидно, что ракеты у американцев считаются сложнее, чем атомные реакторы. Решил сравнить, проставляя оценки по объемам разработки по разным научным дисциплинам в соответствующих отраслях.





Диспицпина

Ракеты

Реакторы

Химия горения

1.0

0.0

Радиохимия

0.0

1.0

Нейтронная физика

0.0

1.0

Теплогидравлика и гидродинамика

1.0

1.0

Газодинамика/аэродинамика

1.0

0.0

Новые материалы

0.8

1.0

Промышленные технологии

1.0

1.0

Электроника и системы управления

0.3

0.1

Прочность и сопромат

1.0

0.5

Защита от ионизирующих излучений

0.6

1.0

ИТОГО

6.9

6.6



Хм, в итоге ракеты выиграли, как ни странно. Немного комментариев: под промышленными технологиями я понимаю организацию новых типов производство в интересах соотвествующей отрасли - например производства титана или ультрацентрифуг. Баллы по защите от ионизирующих излучений "ракеты" получили, потому что у спутников это явно довольно серьезная область приложения ниокров.

Comments

tnenergy
Nov. 29th, 2016 06:54 pm (UTC)
>Сопромат для обоих по 0.1 - уровень начала XIX века.

Что, и ротор ТНА мощность 190 мегаватт в начале 19 века посчитали бы?

>Аэро/газодинамика для ракеты 0.1.

А что тогда 1.0?

>Химия горения для ракеты 0.1.

Для многофазного горения РДТТ тоже? А что тогда 1.0?


kiba
Nov. 29th, 2016 07:22 pm (UTC)
> Что, и ротор ТНА мощность 190 мегаватт в начале 19 века посчитали бы?
Почему нет? В ТНА сложностей хватает, но сопромат там не rocket science, пардон за каламбур.

>> Аэро/газодинамика для ракеты 0.1.
> А что тогда 1.0?
Аэродинамика для ракеты? По миделю, блджад! В самолётах это даже не любительский уровень.
Что 1.0? Интегральная аэродинамика, вихрединамика, адаптивные профили.

>>Химия горения для ракеты 0.1.
>Для многофазного горения РДТТ тоже? А что тогда 1.0?
Что 1.0? Любой современный ТРД. СВС. Простите, сварка =)
tnenergy
Nov. 29th, 2016 07:59 pm (UTC)
>В ТНА сложностей хватает, но сопромат там не rocket science, пардон за каламбур.

Насколько я знаю, нет, не простой там сопромат, надо учитывать динамическое нагружение всякими колебаниями и гидроупругие взаимодействия шнека с жидкостью. Ну и окружные скорости, предельные по прочности материалов (800 м/с в ТНА РД-170, емпни).

>В самолётах это даже не любительский уровень.

Ну, возможно, тут я уже мало знаю. Мне казалось, что гиперзвуковая аэродинамика сложна. Возможно это не так.

>Любой современный ТРД. СВС. Простите, сварка =)

Нет, совершенно не очевидно, что это сложнее РДТТ.
kiba
Nov. 29th, 2016 08:24 pm (UTC)
> Нет, совершенно не очевидно, что это сложнее РДТТ.
RR Trent старших серий стоят $45 mln в крупносерийном производстве (500-800 в год).
РД-191 стоит $4.5 mln в штучном производстве (несколько в год).

По общим оборотам авиация в тысячу раз дороже ракетостроения, соответствующим образом отличаются и уровни развития всех вовлечённых технологий.

> Насколько я знаю, нет, не простой там сопромат
Нет, я не умаляю сложности ракетных двигателей.
Это только к тому, что если считать сумму, то у разных показателей должны быть разные веса, не от 0 до 1.
kiba
Nov. 29th, 2016 08:27 pm (UTC)
* РД-191 не как пример РДТТ, конечно, а как современный мощный ракетный двигатель с озвученной стоимостью.
tnenergy
Nov. 29th, 2016 09:14 pm (UTC)
RS-68 и RS-25 стоят сопоставимо с Trent/GE-90 и т.п. Цифры РД-191 не очень показательны в таком разрезе.

Я не умоляю достоинств ТРД, они где-то сложнее, но я их и не сравнивал - сравнивается космос и ядерная отрасль.
kiba
Nov. 29th, 2016 09:21 pm (UTC)
Тогда ещё плюсом в АЭС - системы безопасности и хранение отходов.
Обоим участникам можно добавить по священному Граалю, в который закапываются миллиарды - многоразовость ракет/спутников и ЗЯТЦ АЭС.
pascendi
Nov. 29th, 2016 08:03 pm (UTC)
Поржал.
С ТНА главная проблема -- не сопромат, а газодинамика, термодинамика и теория колебаний.

Газовая динамика для ракеты -- не "аэродинамика по миделю", а газодинамика/термодинамика в двигателях. В РДТТ -- весьма нетривиальная.

Химия горения для ТРД по сравнению с химией горения РДТТ и с химией горения оболочки боевого блока с абляционным охлаждением -- фигня.

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com