?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже рассказывал, что ИТЭР будет полон роботами там, где разработчики сдались в попытке сделать конструкции не требующие обслуживания. Не менее интересная роботизированная перегрузочная машина будет работать прямо в расплавленной свинцово-висмутовой эвтектике в реакторе MYRRHA. Разработчики БРЕСТ тоже решили не отставать от передовых методов наращивания сложности техники, и как оказывается, глушить теплообменные трубки в парогенераторах у них тоже будут роботы, для чего приходится конструкцию парогенератора оптимизировать. Откуда взялась эта идея? Парогенераторы БРЕСТ-ОД-300 интегрированны в один бак вместе с активной зоной, поэтому в работе всегда погружены в радиоактивный свинец. В случае если одна из тысяч теплообменных трубок 8 парогенераторов этой установки потечет ее надо заглушать (стандартная практика, обычно можно заглушить до ~10% ТОТ), что сделать крайне непросто из-за температуры жидкого свинца и дозовых нагрузок персонала. Поэтому - глушить будут роботы, а не человек.



А теперь новость от атоминфо:

Атомэнергомаш успешно провёл гидроиспытания камеры парогенератора для новейшей реакторной установки БРЕСТ-ОД-300

В ПАО "ЗиО-Подольск" (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) завершились гидравлические испытания опытного образца камеры входа питательной воды, которая является частью парогенератора для реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем "БРЕСТ-ОД-300".








Впервые в истории ПАО "ЗиО-Подольск" конструкторы департамента оборудования атомного машиностроения (ДО АМ) разрабатывают технический проект парогенератора и его экспериментальное обоснование по заказу главного конструктора РУ "БРЕСТ-ОД-300" АО "НИКИЭТ".Отличие парогенератора по проекту БРЕСТ от классических заключается в том, что он погружного типа, то есть, его теплообменная поверхность погружена в жидкий свинец, который циркулирует в шахте с температурой не менее 380 градусов.

В центральную камеру парогенератора поступает питательная вода, а из восьми боковых камер перегретый пар уходит на турбоустановку. В процессе эксплуатации должна быть предусмотрена возможность проведения глушения предположительно повреждённых теплообменных труб без извлечения парогенератора из шахты, а высокие температуры не позволят выполнять эту операцию человеку традиционным способом.

Конструкторы завода разработали камеру входа питательной воды и камеру выхода пара таким образом, чтобы максимально упростить доступ роботизированных машин во внутреннее пространство камер. Они создали конструкции с быстросъёмными крышками. Камера с быстросъёмной крышкой имеет две степени защиты по герметичности: основную прокладку и две вспомогательные.


Конструкция крышки водяной камеры

Вторая степень защиты с высокой надёжностью обеспечит герметичность парогенератора. Работоспособность опытного образца камеры с быстросъёмной крышкой была подтверждена в ходе гидравлических испытаний при подаче давления 230 атмосфер и нормальной температуре.


Трубный пучок парогенератора БРЕСТ-ОД-300 и модель для теплогидравлических испытаний в 2014 году.

"БРЕСТ-ОД-300 - это первый реактор на свинцовом теплоносителе, который будет создан в нашей стране и вообще в мире. Мы гордимся тем, что наш завод предложил оригинальную конструкцию и, совместно с НИКИЭТ, разработал абсолютно новый технический проект парогенератора для опытно-демонстрационной реакторной установки", - подчеркнул заместитель главного конструктора ДО АМ Юрий Кузьминов.

"Сейчас идёт процедура оформления патента на полезную модель камеры с быстросъёмной крышкой. Не так часто новые удачные конструкции рождаются. Это итог большой совместной работы команды единомышленников", - отметил начальник отдела прочностных расчётов Алексей Ануров.

Парочка ссылок на презентацию и статью по парогенератору БРЕСТ.

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
zoghozzerofive
Nov. 15th, 2016 09:25 pm (UTC)
интересно, а какая там модель повреждений - предполагается что трубки будут вылетать по производственным дефектам? Имхо коррозия там должна быть равномерная и повреждения от облучения тоже, не?
tnenergy
Nov. 15th, 2016 09:29 pm (UTC)
Могут еще быть повреждения мусором, фреттинг-износ...
(no subject) - b_my - Nov. 17th, 2016 01:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - zoghozzerofive - Nov. 17th, 2016 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 17th, 2016 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Nov. 18th, 2016 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 18th, 2016 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Nov. 18th, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
kincajou
Nov. 15th, 2016 11:46 pm (UTC)
перегрузочная машина будет работать прямо в расплавленной свинцово-висмутовой эвтектике

smthng_strange
Nov. 16th, 2016 08:32 am (UTC)
Вообще в тему, поржал)
(no subject) - Иван Петрофф - Nov. 16th, 2016 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 16th, 2016 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kincajou - Nov. 16th, 2016 01:55 pm (UTC) - Expand
antisemit_ru
Nov. 16th, 2016 12:42 am (UTC)
прогресс не остановить!
alexey_zharikov
Nov. 16th, 2016 12:53 am (UTC)
Что же у него КПД такой низкий? Писали, что у реакторов с водяным первым контуром КПД ограничен температурой реакции циркония ТВЭЛов с водой. Таким образом, рабочая температура пара, подаваемого на турбины, даже ниже, чем у обычной угольной электростанции. Но у свинцового теплоносителя этой проблемы, вроде как, быть не должно?
tnenergy
Nov. 16th, 2016 07:11 am (UTC)
>Писали, что у реакторов с водяным первым контуром КПД ограничен температурой реакции циркония ТВЭЛов с водой.

Нет, ограничен критической точкой воды (329 С, если не ошибаюсь).

>Но у свинцового теплоносителя этой проблемы, вроде как, быть не должно?

У свинцового теплоносителя свои проблемы (коррозии), но в БРЕСТе температура свинца, похоже, определяется максимальными возможностями сталей оболочки твэл - эти стали на сегодня либо держат большую дозу, либо теплостойкие, но не все сразу.

Кстати, у угольных электростанций на данный момент максимум температуры пара - 620С, а вариант на 710 С уже 20 лет разрабатывается - проблемы с материалами. Так что БРЕСТ с 540 С близок к рекордным.
(no subject) - ermiak - Nov. 16th, 2016 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 16th, 2016 08:34 pm (UTC) - Expand
valkoval2
Nov. 16th, 2016 02:07 am (UTC)
***не отставать от передовых методов наращивания сложности техники***
Вообще-то, выражение "передовой метод наращивания" само по себе подозрительно, а уж вкупе со сложностью техники звучит совсем катастрофично. Ведь прогресс в технике стремится к упрощению, не правда ли? Что просто, то имеет шанс, а сложное убивается самим ходом прогресса. Надо уточнить, в чём собственно прогресс-то. На мой взгляд, прогресс определяется наблюдателем со стороны. И здесь ему, наблюдателю, дают в руки робот: "Возьми-ка, определи!". И наблюдатель растерялся, то ли прогресс определять, то ли робота оценивать...
Нет, я ничего против титанического труда автора не имею. Он меня даже восхищает.

Edited at 2016-11-16 02:10 am (UTC)
tnenergy
Nov. 16th, 2016 07:07 am (UTC)
>Ведь прогресс в технике стремится к упрощению, не правда ли?

Нет, не правда.
(no subject) - valkoval2 - Nov. 16th, 2016 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 16th, 2016 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 16th, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - kincajou - Nov. 16th, 2016 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 16th, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kincajou - Nov. 16th, 2016 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 16th, 2016 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kincajou - Nov. 16th, 2016 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 16th, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leeharveyoslik - Nov. 16th, 2016 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 16th, 2016 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Nov. 17th, 2016 01:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 17th, 2016 01:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - masuk0 - Nov. 17th, 2016 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 17th, 2016 10:06 am (UTC) - Expand
alexbreeze
Nov. 16th, 2016 03:44 am (UTC)
чесно говоря не совсем понял как будет робот глушить трубки без остановки процесса и как циркуляция расчётная будет при этом происходить. Но сама сложность этого проекта равно как и температуры работы и пара прям реально впечетляют..
tnenergy
Nov. 16th, 2016 07:06 am (UTC)
1 парогенератор будет отсекаться и осушаться, после чего робот и будет глушить. Основной вопрос в том, что не надо замораживать свинцовый теплоноситель или работать в оборудовании, разогретом до 350 градусов.
valkoval2
Nov. 16th, 2016 04:05 am (UTC)
Собственно робота в данном посте нет. Здесь только парогенератор. Проблема этого генератора, на мой взгляд, в том, чтобы обеспечить быстроту демонтажа для доступа робота. Как он обеспечивает не показано. Вон теми супергайками? Смешно смотреть.
tnenergy
Nov. 16th, 2016 07:07 am (UTC)
Да, вот этими супергайками.
(no subject) - valkoval2 - Nov. 16th, 2016 07:35 am (UTC) - Expand
antiwhat
Nov. 16th, 2016 05:52 am (UTC)

Презентация прекрасна.

bmpt
Nov. 16th, 2016 03:06 pm (UTC)
Кто будет виноват если робот застрянет?
.
tnenergy
Nov. 16th, 2016 07:58 pm (UTC)
Re: Кто будет виноват если робот застрянет?
Главный вопрос современности.
Ilya Kiselev
Nov. 16th, 2016 07:22 pm (UTC)
Что же за насос должен быть, что толкает расплавленный свинец через кучу трубочек, да еще при таких температурах.
Какая мощность и как от него тепло собрались отводить?
tnenergy
Nov. 16th, 2016 07:58 pm (UTC)
Эээ, центробежный электронасос. Подача - 1,07 кубометра в секунду, напор 3,2 метра (эквивалент 4 атм примерно), мощность - киловатт 700.
(no subject) - valkoval2 - Nov. 17th, 2016 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - rzzzz - Nov. 17th, 2016 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 17th, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 17th, 2016 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 17th, 2016 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Denis S - Nov. 18th, 2016 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - valkoval2 - Nov. 18th, 2016 07:43 am (UTC) - Expand
alaey
Nov. 19th, 2016 03:32 am (UTC)
А меня вот заинтересовало, зачем парогенератор такой высокий, если контакт горячего свинца с трубками происходит только в нижней половине?
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com