?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у youroker в Летающий мирный атом по-советски.
Хорошенько поговорив о ретрофутуризме в США и западном блоке, нельзя не поговорить и о ретрофутуризме в СССР. Конечно, в стране с идеей по достижению светлого будущего его не могло не быть, но к сожалению часто он принимал странные формы. Стоит уточнить, что говорить я буду о ретрофутуризме послевоенном. Полностью игнорировалась тема будущего вооружения, при этом различные проекты вооружения будущего США активно освещались. Перекос этот настолько значительный, что иногда читая советские журналы вроде "Техники и вооружения" создаётся ощущение, что в то время как США чуть ли не космические линкоры строят, доблестная советская армия разъезжает на Т-34 и ей "норм". Но в мирном отношении мечтали и мечтали много и интересно.

В 1957 году в серии "Научно-популярная библиотека солдата и матроса" вышла книга "Применение атомных двигателей в авиации" за авторством Нестеренко Г.Н., Соболева А.И., Сушкова Ю.Н. Особенно интересны в этой книги иллюстрации. Многие из них просто перерисованы из различных научно-популярных журналов США и Европы, но некоторые, похоже, оригинальные. Разумеется, военное применение атомные двигатели находят лишь на западе, а у нас это сплошняком мирные проекты.




Тяжёлый транспортный вертолёт с атомной силовой установкой.


Схема атомного поезда из двух стратопланов. В первом располагаются атомные двигатели, во втором экипаж и пассажиры.


Вариант атомного пассажирского самолёта с общим реактором и круговой защитой.


Транспортный атомный самолёт.


Атомный самолёт-носитель для запуска искусственных спутников Земли.


Атомный конвертоплан будущего.


Пассажирский атомный самолёт с всесторонней защитой от радиационного излучения.


Схема "теневой" защиты экипажа и пассажиров атомного самолёта.


Пассажирско-транспортный атомный самолёт по схеме "утка".

О последней иллюстрации хочется поговорить побольше. Об этом самолёте я писал в статье "Призраки красной авиации". Там я упоминал, что источником этого самолёта является именно книга "Применение атомных двигателей в авиации", но это не так - появился он ранее. Изначально назывался атомолёт "Иосиф Сталин", и до книги успел засветиться во многих научно-популярных изданиях СССР и его союзников.



Указывалось, что постройка этого самолёта может начаться уже в ближайшем будущем и быть завершённым до 1960ого года. Понятно что речи о том что это бомбардировщик вертикального взлёта и посадки не шло.





Вскоре после смерти Сталина проект переименовали в атомолёт А-10 "Советский Союз". Поменялся немного и его внешний вид.





Источники:
Нестеренко Г.Н., Соболев А.И., Сушков Ю.Н. Применение атомных двигателей в авиации.
militaryrussia.ru

Comments

speot
Sep. 14th, 2016 04:09 pm (UTC)
Re: От воздуха к другим стихиям
Полторы сотни в год,в среднем.Я знаю статистику и много знаю про морскую аварийность.Она,как и в любой другой технике в большинстве случаев-результат человеческой ошибки.Стихия губит,но губит гораздо меньше.чем сами люди. Сейчас в мире около сотни кораблей с ЯЭУ, военных в основном.Эксплутация идет больше полувека,были аварии,гибель кораблей. Но глобальной катастрофы так и не случилось.50 лет,я считаю,это достаточный показатель надежности.Все коммерческие суда провалились,так как на момент постройки оказались или слишком сложны и дороги в эксплуатации,или появились в неудачное время.И ядерная фобия тут не последний фактор.Вообще восстановление эксплуатации "Севморпути" показывает,что это возможно,хотяэто судно весьма специфического класса.У крайних суперконтейнеровозов машины монструозной мошности,как и они сами,и потребление топлива соответствующее.Если бы была ЯЭУ,чья эксплуатация в стоимостном плане была бы близка или ниже "классики",вопрос "экологии" и "безопасности" нашел бы решение.Но это мои рассуждения.
tnenergy
Sep. 14th, 2016 04:34 pm (UTC)
Re: От воздуха к другим стихиям
Ну вот если в курсе морской экономики, то можете прикинуть: ГЭУ ледоколов мощность 60 мегаватт - 18 миллиардов рублей, половина на большом контейнеровозе будет, ну пускай 10. Перегрузка - одна, раз в 7 лет, стоимостью с операциями - примерно 1,7 миллиарда рублей, занимает, ну пускай 3 месяца.

Выгоднее ли это, чем мазут жечь?
speot
Sep. 14th, 2016 05:52 pm (UTC)
Re: От воздуха к другим стихиям
Можно весь,60 мегаватт вполне ходовой размер,у " Эммы Маерск" 80, но ценник на реактор дороже всей "Эммы",даже с "новым" рублем. 300 млн (при 60 руб.) за реактор к 150млн $ за судно в сборе. По цифрам из интернета и 250$ за тонну топлива*150 тонн в сутки на скажем 200 ходовых суток в год и 7 лет условно дают 50 млн. на топливо. Ядерное топливо -1,7 млрд руб~ 30 млн$. Срок жизни службы судна закладывают обычно в 25-30 лет, возьмём 35/28/21 лет т.е 5/4/3 перегрузки.Условный выигрыш пусть будет 20 млн. те 100/80/60 млн за "жизнь" при текущих ценах. Будет также выигрыш грузовместимости в счет отсутствующего топлива и экология,но его сложно вот так просчитать.Если удваивать срок до 42-49 лет,те 6-7 перегрузок будет 120-140 млн$ выгоды(срок возможный-авианосцы США столько эксплуатировались).Но 50 лет для коммерческого судоходства вечность,можно не один раз "невписаться в рынок". Так что ,видимо и правда стоимость реактора не окупится в таких ценах.Если только какое-нибудь "доброе" государство или кто-то еще не профинансирует,скажем оплатит установку и отдаст ее в лизинг,или нефть снова уйдет в космос.А жаль,на флоте ядерной энергетике было бы самое место.А может и появится недорогой коммерческий реактор -вы написали уже не об одном новом проекте.

Edited at 2016-09-14 06:03 pm (UTC)

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com