?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у youroker в Летающий мирный атом по-советски.
Хорошенько поговорив о ретрофутуризме в США и западном блоке, нельзя не поговорить и о ретрофутуризме в СССР. Конечно, в стране с идеей по достижению светлого будущего его не могло не быть, но к сожалению часто он принимал странные формы. Стоит уточнить, что говорить я буду о ретрофутуризме послевоенном. Полностью игнорировалась тема будущего вооружения, при этом различные проекты вооружения будущего США активно освещались. Перекос этот настолько значительный, что иногда читая советские журналы вроде "Техники и вооружения" создаётся ощущение, что в то время как США чуть ли не космические линкоры строят, доблестная советская армия разъезжает на Т-34 и ей "норм". Но в мирном отношении мечтали и мечтали много и интересно.

В 1957 году в серии "Научно-популярная библиотека солдата и матроса" вышла книга "Применение атомных двигателей в авиации" за авторством Нестеренко Г.Н., Соболева А.И., Сушкова Ю.Н. Особенно интересны в этой книги иллюстрации. Многие из них просто перерисованы из различных научно-популярных журналов США и Европы, но некоторые, похоже, оригинальные. Разумеется, военное применение атомные двигатели находят лишь на западе, а у нас это сплошняком мирные проекты.




Тяжёлый транспортный вертолёт с атомной силовой установкой.


Схема атомного поезда из двух стратопланов. В первом располагаются атомные двигатели, во втором экипаж и пассажиры.


Вариант атомного пассажирского самолёта с общим реактором и круговой защитой.


Транспортный атомный самолёт.


Атомный самолёт-носитель для запуска искусственных спутников Земли.


Атомный конвертоплан будущего.


Пассажирский атомный самолёт с всесторонней защитой от радиационного излучения.


Схема "теневой" защиты экипажа и пассажиров атомного самолёта.


Пассажирско-транспортный атомный самолёт по схеме "утка".

О последней иллюстрации хочется поговорить побольше. Об этом самолёте я писал в статье "Призраки красной авиации". Там я упоминал, что источником этого самолёта является именно книга "Применение атомных двигателей в авиации", но это не так - появился он ранее. Изначально назывался атомолёт "Иосиф Сталин", и до книги успел засветиться во многих научно-популярных изданиях СССР и его союзников.



Указывалось, что постройка этого самолёта может начаться уже в ближайшем будущем и быть завершённым до 1960ого года. Понятно что речи о том что это бомбардировщик вертикального взлёта и посадки не шло.





Вскоре после смерти Сталина проект переименовали в атомолёт А-10 "Советский Союз". Поменялся немного и его внешний вид.





Источники:
Нестеренко Г.Н., Соболев А.И., Сушков Ю.Н. Применение атомных двигателей в авиации.
militaryrussia.ru

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
pz_true
Sep. 13th, 2016 04:01 pm (UTC)

Интересно, есть изотопы которые не сильно фонят в гамма, и подходящие для прямоточных ядерных реактивных двигателей?

tnenergy
Sep. 13th, 2016 05:43 pm (UTC)
>Интересно, есть изотопы которые не сильно фонят в гамма, и подходящие для прямоточных ядерных реактивных двигателей?

Эээ... вопрос не корректный. Есть изотопы, которые не фонят в гамма (таких, собственно, большинство), но нет, которые подходят для прямоточных ядерных реактивных двигателях, если мы источником энергии рассматриваем радиоактивный распад, а не цепную реакцию деления.

Ну, просто представьте себе какое-нибудь пламя из обычной газовой горелки - вот это рабочее тело реактивного двигателя, нужен изотоп с таким же энерговыделением. Изотопы такие есть, только как с ними обращаться-то?
(no subject) - gray_bird - Sep. 13th, 2016 09:48 pm (UTC) - Expand
nastojashheeimj
Sep. 13th, 2016 04:08 pm (UTC)
зато в муруканских журналах с происками советской военщины все было хорошо

и да, свободное и интеллектуальное советское население не задумывалось на тему, куда и зачем его будут возить на ЭТОМ?
raskrushitel
Sep. 13th, 2016 05:01 pm (UTC)
"куда его будут возить"
а то в россии места не хватает. =)
кому-кому, а нам это было актуально и для внутреннего пассажирского пользования.
(no subject) - nastojashheeimj - Sep. 13th, 2016 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raskrushitel - Sep. 13th, 2016 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nastojashheeimj - Sep. 13th, 2016 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raskrushitel - Sep. 13th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nastojashheeimj - Sep. 13th, 2016 05:39 pm (UTC) - Expand
Летали и не в мечтах - speot - Sep. 13th, 2016 06:11 pm (UTC) - Expand
Re: Летали и не в мечтах - speot - Sep. 13th, 2016 06:22 pm (UTC) - Expand
Re: Летали и не в мечтах - speot - Sep. 13th, 2016 06:37 pm (UTC) - Expand
Re: Летали и не в мечтах - speot - Sep. 13th, 2016 07:06 pm (UTC) - Expand
Re: Летали и не в мечтах - speot - Sep. 13th, 2016 07:42 pm (UTC) - Expand
Re: Летали и не в мечтах - maniaq - Sep. 16th, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - kincajou - Sep. 16th, 2016 11:23 pm (UTC) - Expand
Re: Летали и не в мечтах - speot - Sep. 13th, 2016 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raskrushitel - Sep. 13th, 2016 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nastojashheeimj - Sep. 13th, 2016 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Абрашкин - Sep. 15th, 2016 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nastojashheeimj - Sep. 15th, 2016 07:32 pm (UTC) - Expand
tvksib
Sep. 13th, 2016 04:20 pm (UTC)
Знаете, пообщавшись вдоволь с, прости Господи "хохлами" , троллями от НАСА, либералами от рождения - ваши статьи это просто бальзам. Честное слово. Всяческих вам удач!
tnenergy
Sep. 13th, 2016 05:47 pm (UTC)
Спасибо. Добавляйте в друзья, в планах еще много интересного по ядерной тематике.
logicandscience
Sep. 13th, 2016 06:15 pm (UTC)
Концепции периода эйфории...
speot
Sep. 13th, 2016 08:23 pm (UTC)
От воздуха к другим стихиям
По моему мнению,главной причиной не внедрения в коммерческое судоходство ядерных силовых установок,является необходимость иметь на борту большой штат высококласных специалистов.Военным и спецсудам это не столько и принципиально накладно.Коммерческие же предпочитают штат ""немного меньше,чем надо" и не переплачивать за "лишних" людей.Как по вашему,насколько возможно на сегодня создать условно "необслуживаемый" блок типа того же РИТМ-200? На полной автоматике,вплоть до отсутствия физ.доступа вне сервисных центров.Думаю,при таком раскладе и достаточной экономической выгоде даже экологи могли бы потерпеть)
Ilya Kiselev
Sep. 13th, 2016 09:04 pm (UTC)
Re: От воздуха к другим стихиям
А вы новости морские почитайте за годик.
Там один брюхо пропорол, другого на камни выбросило, третий столкнулся с четвертым, а у пятого на борту мятеж случился, шестого пираты захватили, седьмой сгорел, и т.п.
А теперь представьте что у них вместо дизелей - реакторы.
uncle_jocker
Sep. 14th, 2016 11:40 am (UTC)
Re: От воздуха к другим стихиям
У американцев был атомный сухогруз (в 60х-70х), он плавал, все хорошо было. И у нас есть, в 80х построен, до сих пор в строю.

но кроме всего прочего оказалось что каждый заход плавучего атомного реактора в коммерческий порт, надо с этим портом согласовывать отдельно и очень специально и не все порты готовы его у себя видеть.

в общем не взлетело.
tnenergy
Sep. 14th, 2016 11:45 am (UTC)
Re: От воздуха к другим стихиям
>Как по вашему,насколько возможно на сегодня создать условно "необслуживаемый" блок типа того же РИТМ-200?

Можно. Собственно АЭС работают практически на автопилоте, если мощность постоянна, да и штатные маневры автоматизированы (из важного не автоматизирован только постепенный вывод бора из первого контура во время кампании).

Проблема в том, что это не поможет - слишком большие риски несет атомное судно, что бы просто заниматься коммерческой деятельностью. Страховки и согласования убивают экономику.
limachko
Sep. 14th, 2016 03:56 am (UTC)
Летало ведь что-то?
speot
Sep. 14th, 2016 04:35 pm (UTC)
Интересная новость
Ижорские заводы завершили контрольную сборку корпуса реактора ВВЭР-1200 для второго энергоблока Балтийской АЭС
http://www.omz-izhora.ru/press-center/press-release/?ELEMENT_ID=941
По Балтийской АЭС тишина,стройка вроде бы заморожена,а реактор 2-го! блока готов.
tnenergy
Sep. 14th, 2016 06:01 pm (UTC)
Re: Интересная новость
Да, длинноцикловое оборудование решили изготавливать - типа госденьги уже выделили, не запихивать же их обратно в тюбик госбюджет. Атомэнергомаш доделывает (если еще не доделал) парогенераторы.
Re: Интересная новость - speot - Sep. 14th, 2016 06:14 pm (UTC) - Expand
zoghozzerofive
Sep. 15th, 2016 12:42 pm (UTC)
На ту-95 катали реактор исследовательский. снимали потребные параметры биозащиты и т.п. К каким выводам пришли - неизвестно, но тема вроде как заглохла. Про пендосов писали что у них там была идея вешать на дроны двигатель на твэлах с гафнием, что даст им автономность порядка месяцев и дичайшую энерговооруженность.
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com