?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ScienceMag сливает инсайды по поводу переноса запуска ИТЭР с формального 2021 на 2025 год. Довольно давно всем причастным к проекту понятно, что при отставании стройки уже почти на 3 года от графика (который вел к запуску в 2021) надо озвучивать грустные новости.




Собственно, многие связывают замену на посту директора проект в прошлом году Осамы Мотоджимы на успешного администратора крупных научных проектов Бернара Биго именно с этим постоянным удлинением сроков. Биго должен был подготовить "реалистичный план", впрочем задача эта была непроста. Как минимум американская сторона была крайне недовольна таким положением дел, озвучивая даже вариант выхода из проекта. Поэтому подготовка плана и озвучивание негативных новостей затянулось.

И вот, на этой неделе план был представлен совету ИТЭР, и из него вытекает запуск в 2025 году. В принципе, эта дата легко читалась и без Биго - план сдачи здания токамака - осень 2019 года, план сборки токамака в шахте реактора - 6 лет. Радует, что в процессе написания конкретного, ресурсообеспеченного рабочего плана эта дата не ушла еще дальше. Впрочем - у нас все впереди, строители уже в этом году не раз срывали свои сроки, о чем я пишу чуть ли не раз в месяц.

Пока же, для того, что бы нагнать свежераздвинутое расписание ITER IO попросит больше финансирования на 2017 год, что бы подстегнуть темп деньгами и озвучит ключевые точки, которые должны быть пройдены в ближайшие два года.

Tags:

Comments

( 60 comments — Leave a comment )
ardelfi
Nov. 20th, 2015 08:01 pm (UTC)
Думаю не одни лишь амы успели пожалеть что вступили в такой пёстрый колхоз с некомпетентным руководством. Это также делает весьма интересными все альтернативы, в том числе тот стелларатор, уже лишь потому что там нет колхозного руководства. Думаю к 2025 найдутся ещё причины (кризис, война, беженцы, потоп, камнепад, йеллоустоун,..) для переноса и на 2030 год. Интуиция подсказывает.
tnenergy
Nov. 20th, 2015 09:56 pm (UTC)
Стелларатор размером с ИТЭР сейчас бы переносили с 2045 года на 2050. Никаких преимуществ на лабораторном этапе у него нет, при повышении градуса безумия сложности.
(no subject) - ardelfi - Nov. 21st, 2015 03:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - ardelfi - Nov. 21st, 2015 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - vkorehovisback - Nov. 22nd, 2015 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 23rd, 2015 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vkorehovisback - Nov. 24th, 2015 09:01 am (UTC) - Expand
dimmcompany
Nov. 20th, 2015 08:09 pm (UTC)
интересно - а сколько времени "они" (кто кстати) делал проект этого чудища?
tnenergy
Nov. 20th, 2015 09:58 pm (UTC)
Проект делали, переделывали и сейчас доводят в варианте "рабочего проекта", и все время это была по большей части европейская команда, сначала в немецком Гархинге, потом вот в Кадараше. Фактически заметная часть ITER IO - это как раз инженерия того, что нельзя раздать странам-участникам.
stil_rambler
Nov. 20th, 2015 08:11 pm (UTC)
Да перевились нынче Королевы да фон Брауны. У такого проекта должен быть руководитель глобального формата.
nastojashheeimj
Nov. 20th, 2015 08:22 pm (UTC)
Маски вот есть. Но их не зовут.
mitrichu
Nov. 20th, 2015 08:25 pm (UTC)
Когда эту технологию можно сделать рабочей?
По нынешнему знанию никогда?
А на самом деле?
tnenergy
Nov. 20th, 2015 10:01 pm (UTC)
Очень сложно ответить на ваш вопрос - он зависит от степени абстракции. Термоядерный реактор? Можно довести до серии лет за 20-25 если очень навалится и не смотреть на экономику. Токамаки? Технология работает с 60х, 70х, 90х, 2025, 2080х - смотря что считать за "работает".
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Nov. 23rd, 2015 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 23rd, 2015 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Nov. 21st, 2015 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 02:15 pm (UTC) - Expand
markradz
Nov. 20th, 2015 08:40 pm (UTC)
Давно записался к вам в друзья, но взаимности не сыскал. Хотелось бы исправить это дело.
С ув. Вадим.
Мурманск.
bash_m_ak
Nov. 20th, 2015 08:57 pm (UTC)
Глядя на историю LHC, план - 2008, "начал работу" - 2010, более-менее реально начал работу - 2012, начал работу на энергии близкой к проэктной - 2015 (13ТэВ вместо 14). 7 лет с начала плана, а ни проэктная энергия, ни проэктная светимости так и не достигнуты. А ведь там все было более-менее просто. Такого технологического гемороя как на ITER и близко не было.
Так что сомневаюсь я на 2025 - хорошо если к 2040 достигнут проэктных значений и не бросят к тому времени, как суперколлайдер в Техасе.
tnenergy
Nov. 20th, 2015 10:28 pm (UTC)
>А ведь там все было более-менее просто. Такого технологического гемороя как на ITER и близко не было.

Вообще-то примерно так же непросто. Я вот для себя принял оценку, что в два раза сложнее ИТЭР, чем БАК.

>Так что сомневаюсь я на 2025 - хорошо если к 2040 достигнут проэктных значений и не бросят к тому времени, как суперколлайдер в Техасе.

В 25 году точно не достигнут проектных параметров. Скорее в 2035.
juan_gandhi
Nov. 20th, 2015 10:50 pm (UTC)
"Скоро Будет" - лозунг термоядерной промышленности.

Сколько живу, столько слышу про термояд в ближайшее время.
tnenergy
Nov. 21st, 2015 02:32 pm (UTC)
Нет, уже давно никто не обещает скоро. 2100!
antiwhat
Nov. 21st, 2015 01:38 am (UTC)

Десять лет, Господи, десять лет!

tnenergy
Nov. 21st, 2015 08:59 am (UTC)
Да, я как подумываю, что мне придется 10 лет придумывать темы про ИТЭР, кроме как писать про новости стройки, ужас.
(no subject) - flat_area - Nov. 21st, 2015 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Nov. 21st, 2015 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - winwars - Nov. 21st, 2015 09:19 pm (UTC) - Expand
dbg
Nov. 22nd, 2015 05:32 pm (UTC)
Наши Леха с Игоряном...
Судорожно вытерли холодный пот со лба и выдохнули ;-). Задача реально сверхсложная. Как бы еще не случилось как с БАК, при попытке запуска чего заклинит - и еще на лет пять до устранения недостатков остановят. А есть ли какие еще прикладные задачи для термояда(кроме выработки термояда) - ну там АЭС могли как-то оружейный уран/плутоний получать - здесь есть чего такое? Не обязательное военное? Может чего сжигать в этой плазме? Хоть те же отходы с АЭС?
tnenergy
Nov. 23rd, 2015 12:58 pm (UTC)
Re: Наши Леха с Игоряном...
У плазмы тех сверхвысоких параметров пока особо применений не проглядывается. Есть два полунаучных - установка для исследования взаимодействия плазмы с материей и нейтронный источник. Но для этих задач оптимальны не токамаки, а открытые ловушки и ускорители.
Re: Наши Леха с Игоряном... - dbg - Nov. 24th, 2015 11:36 am (UTC) - Expand
vladimir690
Dec. 26th, 2015 02:58 pm (UTC)
Может к тому времени успеют построить и новый коллайдер?
http://news.rambler.ru/science/32347124/
tnenergy
Dec. 26th, 2015 03:51 pm (UTC)
Нет, FCC начнут строить скорее всего не ранее 2027, т.к. до 2027 планируются пока только апгрейды LHC. Уж с такой форой ИТЭР-то пустят раньше FCC :)

Edited at 2015-12-26 03:51 pm (UTC)
( 60 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com