?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возвращение в эфир

Наконец я нашел время и силы на блог и надеюсь, что дальше все будет как обычно. Пока я отсутствовал здесь, успел поучаствовать в написании сценария к одному ролику, и пары статей в издания, которые выйдут позже.

Постараюсь на выходных написать годовой пост про ИТЭР, пост про интереснейшие энергостратегии Европы, которые выпускались в декабре (к климатической конференции ООН), закончить "На пути к Укрытию".

Пока же давайте разберем одну уже не очень новую новость по поставке топлива Westinghouse на Украину.


Перегрузка свежего топлива Westinghouse ТВС-WR на Запорожской АЭС перед загрузкой в реактор.

Данная новость интересна утекшими цифрами стоимости американского топлива и сравнением с цифрами по стоимости топлива ТВЭЛ. Но прежде чем смотреть на них, хочется дать небольшой ликбез по тому, как складывается стоимость топлива для АЭС.

В атомной энергетике Европы и США сложилась практика закупки ядерного топлива "по частям": разные переделы закупаются у разных контор и передаются от одной к другой, владельцем их при этом остается энергооператор. Таких переделов четыре: добыча природного урана, конверсия его в гексафторид (и затем обратно в диоксид), обогащение по 235 изотопу, изготовление таблеток, твэлов и ТВС (для краткости этот передел называется фабрикация ТВС). Для какого-нибудь американского частного владельца АЭС совершенно обыденным является купить уран у австралийской BHP Billiton, конверсию провести на мощностях Orano (Areva), обогащение - на ТВЭЛ, и уже обогащенный урановый продукт отдать на фабрикацию Westinghouse.

Отсюда получается, что для получения точной цены ТВС на загрузке в реактор мы должны иметь доступ либо к внутренним документам энергооператора, либо к аж 4 сливам разных контрактов этого оператора. Посмотрим, как это выглядит в случае поставки американского и российского топлива на Украину, цитирую новость:

"В поставке от 15 января 2018 года говорится, что украинской нацкомпании передали 42 единицы тепловыделяющих сборок с необлученным диоксидом урана TB3-WR для реакторов ВВЭР-1000 на 810,85 млн грн ($ 28 млн): 6 шт. TB3-WR 348 SR и 36 шт. TB3-WR 382 RR. Средняя стоимость каждой из них составила $ 677 тыс."
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/12/05/yadrenoe-toplivo-pochem-westinghouse-dlya-ukrainy


В тексте "Cargo description" так же читается, что фирме URENCO для обогащения было передано 140,295 и 3,214 кг природного урана на общую сумму 17,5 млн долларов, из которых и было изготовлено эти 42 ТВС. Кроме того в тексте видно "120330,053 ОРР" - это количество единиц разделительной работы, которое было потрачено центрифугами URENCO для обогащения урана. Здесь не очень понятно, оплачивалось ли обогащение по отдельному контракту, или включено в эту таможенную декларацию. С одной стороны стоимость природного урана по декларации получается очень высокой - 121 доллар за кг, в 2,5 раза выше спотовых цен. С другой стороны, уран по долгосрочным контрактам до сих пор стоит порядка 100 долларов за кг, а не 50, как на споте. Наконец, стоимость 120 тысяч ЕРР должна составить 7-9 млн долларов, т.е. получается, что если мы видим "контракт на максимально выгодных условиях", то вполне возможна цена по 677 тысяч долларов за одну ТВС  включающая все этапы, из которых Westinghouse достается 250 тысяч долларов за фабрикацию топлива. 

В декларации от 15 сентября этого года говорится о поставке идентичной партии, но уже по другой цене — 638 млн грн ($ 22,39 млн). Средняя стоимость каждой сборки составила $ 533 тыс.



Здесь обогащением занимается уже не URENCO а... ТВЭЛ, точнее "внучка" Росатома предприятие Internexco gmbh. Судя по меньшей стоимости партии урана и ЕРР (13,4 млн долларов) в декларациях все же указывается полная стоимость всех переделов (известно, что TENEX/ТВЭЛ обогащают дешевле, чем URENCO).

А теперь посмотрим на такие же декларации касательно поставок топлива ТВЭЛом. ТВЭЛ, в отличии от Westinghouse, интегрирует в себе кроме фабрикации еще и конверсию и обогащением

По таможенной декларации от 16 июля 2018 года, ПАО «Машиностроительный завод» (входит в состав топливной компании «ТВЭЛ» «Росатома») поставило на Хмельницкую АЭС «Энергоатома» 42 единицы тепловыделяющих сборок для реакторов ВВЭР-1000 на сумму 907,45 млн грн. ($ 31,84 млн). Средняя стоимость одной тепловыделяющей сборки составила $ 758 тыс.



Здесь издание, которое я цитирую, задается вопросом, каким образом получается, что бездуховные сборки Westinghouse оказываются дешевле ТВЭЛ? И приходит к выводу, что стоимость природной компоненты и обогащения надо учитывать отдельно (т.е. прибавить к стоимости первой партии 17,5 млн, а к стоимости второй 13,4), получая стоимость одной ТВ3-WR  больше 1 млн долларов. Мне это кажется неверным, иначе бы было совершенно неочевидно, почему вторая партия американских ТВС 2018 года оказывается на 22% дешевле первой, а более дешевое обогащение и уран хорошо бы объяснили этот момент.

Конечно, не видя контрактов, остается пространство для интерпретации данных документов, однако в целом полезно видеть документальное подтверждение, что годовая партия топлива для 1 гигаваттного блока ныне стоит 25-40 млн долларов, при том, что электроэнергии блок вырабатывает от 350 до 750 млн долларов, в зависимости от цен на электроэнергию.

P.S. Что бы два раза не вставать: вышла новая "красная книга" - выходящий раз в два года обзор запасов, добычи и потребления урана в мире, весьма авторитетное издание.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/12/05/yadrenoe-toplivo-pochem-westinghouse-dlya-ukrainy

Comments

( 78 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
pz_true
Dec. 31st, 2018 09:42 am (UTC)
Ура! С возвращением!
Я уже переживать начал, не случилось чего с вами.
predd82
Dec. 31st, 2018 10:24 am (UTC)
Присоединяюсь!
Очень рад, что все хорошо.
(no subject) - tnenergy - Dec. 31st, 2018 10:50 am (UTC) - Expand
lilibay
Dec. 31st, 2018 10:04 am (UTC)
// фирме URENCO для обогащения было передано 140,295 и 3,214 кг природного урана//

Украинского урана или приобретённого на стороне?
tnenergy
Dec. 31st, 2018 10:48 am (UTC)
Украина добывает 800-900 тонн урана ежегодно, что составляет примерно треть от потребностей. В данном случае может быть из каких угодно источников.
levgem
Dec. 31st, 2018 10:05 am (UTC)
т.е. продукт в 15-20 раз дороже расходников?
tnenergy
Dec. 31st, 2018 10:49 am (UTC)
Да. Экономика АЭС очень слабо зависит от стоимости природного урана.
severr
Dec. 31st, 2018 10:23 am (UTC)
т.е. технически Westinghouse таки осилил производство?
tnenergy
Dec. 31st, 2018 10:50 am (UTC)
Да, это уже свершившийся факт. И на другие ВВЭР - чешские, венгерские, они уже активно продвигаются.
(no subject) - kingeugen - Dec. 31st, 2018 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - severr - Dec. 31st, 2018 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kingeugen - Dec. 31st, 2018 05:42 pm (UTC) - Expand
lx_photos
Dec. 31st, 2018 10:39 am (UTC)
Спасибо, классно.
alex_bykov
Dec. 31st, 2018 11:01 am (UTC)
Я вот так и не разобрался,
кто кого дурит. Если знать, чей уран поставлялся для обогащения Юренко и Тенексу, можно будет что-то оценить. Для прикидок: собственный уран украинцы сейчас проводят по 100+ долл./кг и почти весь он идёт на производство в Россию (по крайней мере ранее шёл), про спот Вы сами сказали. Могла ли партия собственного урана уйти в Юренко, а покупного в Тенекс? Да, вполне.

Когда мы реально считали себестоимость топлива разных поставщиков в начале 00-х, то исходили из предположения, что все переделы, связанные с ураном, у нас будут одинаковы, таким образом первые 3 передела создавали профит в сторону ТВС-W примерно на 1000 долларов на сборку (больше масса/меньше обогащение), но этот профит буквально сжирала фабрикация - её стоимость на заводах Веста в разы выше российской. Итоговая стоимость одной ТВС-W получалась примерно на 10% выше одной ТВСА. Косвенно это году в 2015 подтвердила в видеоинтервью О.П.Кошарная, сказав, что по удельной стоимости (приведённой к массе урана) топливо разных поставщиков равно. Так что я больше склонен считать, что что-то в украинские декларации не включается.

И, да, с наступающими!

Edited at 2018-12-31 11:02 am (UTC)
tnenergy
Dec. 31st, 2018 12:50 pm (UTC)
Да, вас так же с наступающим :)
freecasting
Dec. 31st, 2018 11:14 am (UTC)

Атомные электростанции при авариях наносят ущерб больший чем ядерные бомбы. Омергианцы могут очень удачную провернуть опрацию, опосредованно руками каклов подорвут запорожскую аэс своим хреновым топливом, после чего мы все получим второй чернобыль.

doctor_notes
Dec. 31st, 2018 12:22 pm (UTC)
Ну как в таком посте без идиотов?
(no subject) - doktoraikasap - Dec. 31st, 2018 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doctor_notes - Dec. 31st, 2018 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Dec. 31st, 2018 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - frank_fqc - Jan. 1st, 2019 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Jan. 1st, 2019 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jan. 2nd, 2019 02:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - frank_fqc - Jan. 2nd, 2019 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - doctor_notes - Jan. 2nd, 2019 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Jan. 2nd, 2019 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doctor_notes - Jan. 2nd, 2019 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Jan. 2nd, 2019 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doctor_notes - Jan. 2nd, 2019 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Dec. 31st, 2018 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freecasting - Dec. 31st, 2018 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pogoretskuy - Dec. 31st, 2018 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Jan. 2nd, 2019 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jan. 2nd, 2019 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Jan. 2nd, 2019 03:34 pm (UTC) - Expand
shamaner
Dec. 31st, 2018 11:35 am (UTC)
а по-моему ничего удивительного. газ непосредственно из РФ тоже дороже, чем тот же газ (который уже немецкий) из Словакии.
doktoraikasap
Dec. 31st, 2018 12:32 pm (UTC)
Вы странный, газ у ГП Украина не покупает. Таким образом нет никакой такой цены российского газа для Украины. Зато известно что европейцы перепродают российский газ украм заметно дороже. Все зарабатывают на глупости 404.
(no subject) - shamaner - Dec. 31st, 2018 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - klofel - Dec. 31st, 2018 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Dec. 31st, 2018 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - klofel - Dec. 31st, 2018 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Dec. 31st, 2018 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Бамбармия Кергуду - Dec. 31st, 2018 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asdfs_184 - Jan. 3rd, 2019 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antontsau - Jan. 11th, 2019 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jan. 2nd, 2019 02:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Jan. 2nd, 2019 03:19 pm (UTC) - Expand
r0l
Dec. 31st, 2018 01:40 pm (UTC)
С возвращением. Мы скучали тут.
Gennady Yakubovich
Dec. 31st, 2018 02:36 pm (UTC)
Извините, не по теме, прочитал что в Дании запустили ториевый реактор LFTR. не понятно промышленный или исследовательский. Интерес к торию возвращается ? Можно ваши комментарии по этому поводу?
Хорошего Нового Года Вам и пишите почаще !!!

Edited at 2018-12-31 02:37 pm (UTC)
tnenergy
Dec. 31st, 2018 02:44 pm (UTC)
Первый раз слышу такую новость. Очень сомнительная, если честно - LFTR - это американский проект (точнее группа проектов) жидкосолевых (на фторидах) реакторов с бридингом, которые оооочень далеки от воплощения. Самое близкое что может быть - это старт проекта облучения жидкосолевой (фторидной) мишени в нидерландском петтене - это произошло этой осенью, емпни. Но LFTR это имеет весьма отдаленное отношение.
(no subject) - Gennady Yakubovich - Dec. 31st, 2018 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jan. 1st, 2019 12:11 pm (UTC) - Expand
pogoretskuy
Dec. 31st, 2018 03:08 pm (UTC)
С наступающим,
А нету ли где статистики по газу и нефти в этом году и по планах на следующий,
Поставки, контракты, строительство и ввод в эксплуатацию нефтепродуктов и газопроводов, лпг терминалов и ТД?

Edited at 2018-12-31 03:09 pm (UTC)
zel_dol
Dec. 31st, 2018 03:39 pm (UTC)
Вас интересует российская статистика или мировая?

https://www.eia.gov/petroleum/supply/weekly/pdf/table1.pdf

На этом же сайте найдете годовую США, а также по странам
vit_r
Dec. 31st, 2018 04:34 pm (UTC)
Кроме цен на топливо интересно было бы знать сумму амортизации строений и текущие расходы.

С Наступающим!
antihydrogen
Dec. 31st, 2018 06:22 pm (UTC)
С Наступающим Новым Годом!

UraniumSanta.jpg
savechenkov
Dec. 31st, 2018 08:43 pm (UTC)
Как поставить лайк? :)

С Наступающим/Наступившим!
(no subject) - tnenergy - Jan. 1st, 2019 12:12 pm (UTC) - Expand
tempus_curat
Dec. 31st, 2018 06:29 pm (UTC)
Не ну че? Вы пришли к успеху, раз у вас уже ролики Цензора рекламируют.
Я вас поздравляю и примите мои соболезнования.
У меня все
1greywind
Dec. 31st, 2018 09:52 pm (UTC)
С новым годом! Пишите больше :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 78 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com