?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несколько лет назад планы на строительство аж 8 новых гигаваттных блоков в ЮАР (изначально даже речь шла о 9,6 ГВт) регулярно появлялись в профильной прессе: тендер на эти мощности то назначался, то отменялся, то становился известен победитель, то эта информация дезавуировалась - короче динамичненько и драматичненько.

Однако, где-то к началу 2017 года все затихло. Пока несколько дней назад не появились планы по развитию электроэнергетики ЮАР на период до 2030 года, и оказалось, что вместо новых атомных мощностей в южной африке будут строить солнечную, ветровую и газовую генерацию.



Смену курса связывают с отставкой президента ЮАР - поклонника атомной энергетики Джейкоба Зума в феврале 2018 года отстранили от власти. Впрочем, это довольно очевидное заключение может быть только частью правды: кроме ухода сторонников проекта строительства 8 гигаватт АЭС могут быть и рациональные аргументы на смену курса, в частности - гораздо более финансово щадящий режим строительства 6484 мегаватт фотовольтаики, 9462 мегаватт ветрогенерации, 8100 мегаватт газовых ПГУ - эти мощности строятся быстрее и начинают отбиваться раньше, кроме того проекты проще дробятся и отменяются.

Стоимость заявленных мощностей, включая еще 2,5 гигаватта ГЭС и 6,7 гигаватт угольных ТЭЦ можно оценить в ~50...60 миллиардов долларов, а генерацию в 39 ТВтч от ВИЭ при КИУМ 0.27, 46 ТВтч от ГЭС и ПГУ при КИУМ 0,5 (считая, что у них будет компенсирующая задача) а так же 44 ТВтч от угольной генерации при КИУМ 0,75, всего 129 ТВтч или примерно +50% к современной генерации.

С другой стороны, атомный проект, если бы его выполнял Росатом или Китайские подрядчики, обошелся бы в сумму около 40 миллиардов долларов и вырабатывал бы 63 ТВтч электроэнергии в год.

Очевидно, что в лобовом сравнении по "капзатраты против выработки", АЭС проигрывают. Правда есть два но: где ЮАР будет брать природный газ для своих запланированных ПГУ (нужных для компенсации переменчивости ВИЭ) и какой реальный КИУМ будет показывать угольная генерация.


Сейчас в ЮАР есть одна АЭС с 2 французскими реакторами по 970 МВт. Реакторы типа PWR, стандартные труженники 2 поколения, пущенные в 84 и 85 году. После замены парогенераторов несколько лет назад можно ожидать продления эксплуатации как минимум до середины 30х годов.

Например, если газ будет привозным LNG, то ПГУ будут терять 25...50 млн в год на каждый тераватт*час по сравнению с АЭС, и чисто на этом моменте безатомная версия будущего южноафриканской энергетики проиграет в деньгах на периоде 10...20 лет.

Впрочем, есть и другие варианты. Кроме существующего импорта трубопроводного газа из Мозамбика, в ЮАР сейчас развиваются проекты по добыче газа плотных коллекторов - как сланцевого, так и метана угольных пластов. Однако, все эти варианты тоже дают недешевый газ, в лучшем случае, выносящий паритет по LCOE с АЭС за стандартные периоды окупаемости.

Из таблички выше интересен еще один момент - не смотря на ввод 6700 мегаватт угольных электростанций общие мощности этого вида генерации сократятся к 2030 году примерно на 20%. И это не смотря на то, что ЮАР очень богата энергетическим углем. У меня есть только одно объяснение таким планам - страна серьезно ставит задачу сокращения эмиссии СО2, только теперь собирается это делать солнечно-ветро-газовым миксом вместо атомного.

В итоге для меня эта история - еще один тревожный звоночек, что атомной отрасли пора как-то ускорятся в плане поиска "нового облика" атомной энергетики, что бы оставаться в строю.

Comments

( 105 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
talgaton
Sep. 1st, 2018 05:29 pm (UTC)
у ЮАР есть АЭС?
да госодь боже ты мой!!!!
они еще всех белых не оприходовали!
только только!
kincajou
Sep. 1st, 2018 05:42 pm (UTC)
в ЮАР вроде свой уран есть?
misha_makferson
Sep. 1st, 2018 06:16 pm (UTC)
Да, как бы дохрена :-)
(no subject) - tnenergy - Sep. 1st, 2018 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_makferson - Sep. 1st, 2018 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Sep. 1st, 2018 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - siron_nsk - Sep. 2nd, 2018 04:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Sep. 2nd, 2018 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - misha_makferson - Sep. 2nd, 2018 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - texconten - Sep. 1st, 2018 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugene_gu - Sep. 2nd, 2018 03:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - texconten - Sep. 2nd, 2018 11:23 am (UTC) - Expand
greymage
Sep. 1st, 2018 05:45 pm (UTC)
>страна серьезно ставит задачу сокращения эмиссии СО2

...и отказываются от атома. Ага.
tnenergy
Sep. 1st, 2018 08:23 pm (UTC)
Ну, если заменить 25% углегенерации на газо-солнце-ветровую, то электроэнергетика где-то на 15% снизить эмиссию. Если заменить 20% углегенерации на АЭС, то эмиссия упадет на 20%. Учитывая, что тераваттчасов в первом варианте будет в два раза меньше, то по мне, так нормальный вариант.

И да, отказываются они от угля прежде всего. Можете придумать причину, кроме как сокращение СО2?
(no subject) - vlad_1917 - Sep. 1st, 2018 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Sep. 1st, 2018 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Sep. 2nd, 2018 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Sep. 2nd, 2018 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - masuk0 - Sep. 4th, 2018 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Sep. 4th, 2018 10:47 am (UTC) - Expand
pz_true
Sep. 1st, 2018 06:31 pm (UTC)
С другой стороны, куча негров нацианолистов плюс атом....
Хорошо, что отказываются.
drozdoff97
Sep. 2nd, 2018 07:45 am (UTC)
Ну куча мокшан-националистов же с атомом ничего не сделала (по крайней мере окружающим)
(no subject) - topotom - Sep. 2nd, 2018 09:22 am (UTC) - Expand
0x8
Sep. 1st, 2018 07:07 pm (UTC)
Может статься, что для компенсации переменчивости ВИЭ ЮАР потребуется меньше мощностей.
Там, скорее всего, график потребления сильно коррелирует с графиком освещенности. Особенности климата.
213291
Sep. 1st, 2018 07:59 pm (UTC)
Южная африканская страна ещё и стоящая на берегу моря же. Мне кажется там должно быть много и солнца и ветра, втч. и много офшорного, так что для них может быть вполне разумным решением, чем создавать гораздо более наукоёмкую атомную промышленность в стране.
Кроме того, они могут начать газифицировать уголь, чтобы заменить угольные станции газовыми, с гораздо более чистым выхлопом. А на СО2 им плевать – всё равно сожгут или они, или остальной мир все запасы угля в ЮАР рано или поздно. Если бы хотели бороться с эмиссией СО2 – закопали бы обратно свои угольные шахты.

Edited at 2018-09-01 08:01 pm (UTC)
tnenergy
Sep. 1st, 2018 08:20 pm (UTC)
>Кроме того, они могут начать газифицировать уголь, чтобы заменить угольные станции газовыми, с гораздо более чистым выхлопом. А на СО2 им плевать – всё равно сожгут или они, или остальной мир все запасы угля в ЮАР рано или поздно. Если бы хотели бороться с эмиссией СО2 – закопали бы обратно свои угольные шахты.

Я не вижу других поводов переходить на импортный или дорогой газ/дорогие АЭС/дорогие ВИЭ, кроме как сокращение СО2 эмиссий. Закапывать шахты для сокращения выбросов СО2 тоже не надо - достаточно просто не жечь.
(no subject) - 213291 - Sep. 1st, 2018 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - masuk0 - Sep. 4th, 2018 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - texconten - Sep. 1st, 2018 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - topotom - Sep. 1st, 2018 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - texconten - Sep. 2nd, 2018 12:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - doktoraikasap - Sep. 2nd, 2018 03:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - topotom - Sep. 2nd, 2018 09:23 am (UTC) - Expand
sambatis
Sep. 1st, 2018 08:21 pm (UTC)
В такой солнечной стране ....
.... иметь ТРИ ПРОЦЕНТА солнечной мощности, и только в перспективе СТРЕМИТЬСЯ К ДЕСЯТИ ПРОЦЕНТАМ - этож позор просто

Думаю, " поклонник атомной энергии Джейкоб Зума " за свое поклонничество получал щедрые чаевые

Edited at 2018-09-01 08:23 pm (UTC)
tnenergy
Sep. 1st, 2018 08:26 pm (UTC)
Re: В такой солнечной стране ....
>иметь ТРИ ПРОЦЕНТА солнечной мощности, и только в перспективе СТРЕМИТЬСЯ К ДЕСЯТИ ПРОЦЕНТАМ - этож позор просто

В чем позор?

(no subject) - trump_donald - Sep. 2nd, 2018 09:41 am (UTC) - Expand
Это точно .... - sambatis - Sep. 2nd, 2018 10:47 am (UTC) - Expand
Re: Это точно .... - zel_dol - Sep. 2nd, 2018 11:02 am (UTC) - Expand
doubtful_mirror
Sep. 1st, 2018 08:29 pm (UTC)
Гм, а вариант с отсутствием потребности в электроэнергии из-за низкого экономического роста не рассматривался?
tnenergy
Sep. 1st, 2018 08:39 pm (UTC)
Нет, наоборот везде жалуются на жестокий недостаток электроэнергии, пару лет назад даже какие-то шахты останавливали из-за этого.
(no subject) - llandaff - Sep. 2nd, 2018 05:41 am (UTC) - Expand
affidavid
Sep. 1st, 2018 09:18 pm (UTC)
ЮАР уверенно идет по дороге Зимбабве, так что им никакие электростанции строить не надо.
isemaster
Sep. 2nd, 2018 05:30 am (UTC)
ядерщикам нужно срочно снижать стоимость энергоблоков и увеличивать их автономность. килопауер к примеру.
zel_dol
Sep. 2nd, 2018 08:22 am (UTC)
Или странам НАТО объединиться, оставив только военную программу и миниму персонала, и пустить средства на борьбу с раковыми заболеваниями, например.
(no subject) - black_semargl - Sep. 2nd, 2018 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Sep. 2nd, 2018 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 3rd, 2018 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - Ilya Kiselev - Sep. 3rd, 2018 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 3rd, 2018 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - Ilya Kiselev - Sep. 3rd, 2018 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 3rd, 2018 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - Nikolay Pokhodenko - Sep. 11th, 2018 04:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - d3d11 - Sep. 4th, 2018 12:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 4th, 2018 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - d3d11 - Sep. 4th, 2018 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 4th, 2018 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d3d11 - Sep. 4th, 2018 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 4th, 2018 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d3d11 - Sep. 4th, 2018 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 5th, 2018 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Sep. 4th, 2018 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sourann - Sep. 5th, 2018 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trump_donald - Sep. 2nd, 2018 09:41 am (UTC) - Expand
shamaner
Sep. 2nd, 2018 03:10 pm (UTC)
а что вы думаете про планы достройки двух блоков ХАЭС? в частности о цене 2,6 млрд. и реакторах Шкода.
tnenergy
Sep. 2nd, 2018 03:27 pm (UTC)
Пока это планы, хотя аж 6 долларов за мвтч спецтарифа на достройку, если не ошибаюсь, НАЭК уже заложил. Но при тех тарифах на атомную э/э, что есть на Украине, никакие новые АЭС не окупаются принципиально.
(no subject) - shamaner - Sep. 2nd, 2018 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Sep. 5th, 2018 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Sep. 5th, 2018 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 60_hours_week - Sep. 7th, 2018 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Sep. 7th, 2018 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 60_hours_week - Sep. 7th, 2018 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Sep. 7th, 2018 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 60_hours_week - Sep. 7th, 2018 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Sep. 7th, 2018 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Sep. 7th, 2018 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 60_hours_week - Sep. 7th, 2018 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Sep. 7th, 2018 09:24 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
tnenergy
Sep. 2nd, 2018 03:29 pm (UTC)
Не опечатка и не бред.
nastojashheeimj
Sep. 2nd, 2018 07:16 pm (UTC)
жаль, закапывание около 40 миллиардов народных долларов в африканскую откладывается
Dmitry Yudin
Sep. 3rd, 2018 11:58 am (UTC)
видится какое то противоречие
Из того, что "Очевидно, что в лобовом сравнении по "капзатраты против выработки", АЭС проигрывают." получился вывод "атомной отрасли пора как-то ускорятся в плане поиска "нового облика" атомной энергетики"
Мне думается, атомной области надо ускоряться в области поиска решений, более дешёвых в строительстве и более дорогих (если требуется) в эксплуатации (BWR? БН?). Тогда и новый облик появится - надо же будет как то объяснять электорату, зачем нужны эти гадкие станции

Edited at 2018-09-03 12:01 pm (UTC)
tnenergy
Sep. 5th, 2018 06:24 pm (UTC)
Re: видится какое то противоречие
Отрасль уже лет 30 гоняется за уменьшением стоимости блока: однако более дешевые BWR сегодня не в фаворе по причине меньшей теоретической безопасности, серий блоков не просматривается, инновационные решения (АР-1000) не работают.
antontsau
Sep. 3rd, 2018 06:29 pm (UTC)
сильно подозреваю, что вывод угольных блоков там примитивно по причине их полного физического износа и устаревания, а на со2 всем плевать.
masuk0
Sep. 4th, 2018 10:04 am (UTC)
Вопрос почему в 26-29 годах планируется строительство газовых блоков, а не угольных, когда угля своего полно, а газ - импортный.
(no subject) - zel_dol - Sep. 4th, 2018 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Sep. 4th, 2018 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Sep. 4th, 2018 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antontsau - Sep. 4th, 2018 05:19 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 105 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com