?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

РД-0410 - это тепловой ядерный двигатель (т.е. где рабочее тело нагревается ядерным двигателем и истекает через сопло. УИ примерно вдвое выше, чем у лучших ЖРД).



Довольно много интересных вещей показано. Судя по всему, ролик был сделан в конце 80 для внутреннего минсредмашевского/минобщемашевского употребления, а в начале 90х туда были вставлены английские субтитры для того, что бы заинтересовать технологиями американцев. 

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
stasorenburg
Jul. 12th, 2015 08:54 am (UTC)
Ретро-стайл видео доставляет. Atom зарелизили с таким же стильным роликом (вдруг кто не видел):



tnenergy
Jul. 12th, 2015 09:33 am (UTC)
Шикарно! Давно хочу проиллюстрировать написанную статью про 4 поколение ядерных реакторов таким вот atomic age ретростилем, но не могу художника найти, который справится :)
stasorenburg
Jul. 12th, 2015 09:34 am (UTC)
художники есть, но им же интересно не за интерес, одна картинка к примеру баксов 100
tnenergy
Jul. 12th, 2015 09:38 am (UTC)
Да я готов платить, но нужно, что бы человек сам что-то придумал, я не арт-директор, что бы выдать эскизы.
kincajou
Jul. 12th, 2015 09:16 am (UTC)
это ведь дял тяжёлых межпланетных аппаратов предполагалось всё.. эх.
tnenergy
Jul. 12th, 2015 09:37 am (UTC)
ЯЭУ + ЭРД в целом получше выглядят - массы не такие кошмарные, энерговооруженность, траекторная гибкость повыше. Единственное - маневры захвата на орбиту сложно выполнять.
suvorow_
Jul. 12th, 2015 01:10 pm (UTC)
как раз, масса у РД-0410 была более чем приемлемая - 2 тонны вместе с радиационной защитой. При тяге в 3,6 тонн. И, по массам, разгонный блок очень хорошо в "Протон" вписывался - ресурс 1 час, значит, заправка 14 тонн, бак 2 тонны, конструкция 2 тонны. Плюс двигатель - ровно 20 тонн. С тяжёлым межпланетным аппаратом до 7,5 тонн возможен довывод. Именно 27,5 тонн сейчас весит "Бриз-М" с 6,7-тонным геостационарным спутником, и довыводится, хотя тяга его двигателя ещё меньше, чем тяга РД-0410.
Да и ресурсы, что у СПД/ионников, что у реакторов в космическом исполнении, не блещут пока.
Майя Щербакова
Jul. 13th, 2015 03:03 am (UTC)
РД-0411 - масса 5,8 тонны при тяге в 40 тонн. При увеличении размерности ЯРД масса двигателя растет много медленнее, чем тяга, которую он производит.
suvorow_
Jul. 13th, 2015 06:12 am (UTC)
Ну, в отличие от РД-0410, РД-0411 существовал только на бумаге.
Да и ставить двигатель такой размерности было некуда.
victor_chapaev
Jul. 12th, 2015 10:03 am (UTC)
Мой знакомый в Семипалатинске работал на испытаниях этой штуки. Люто по черному завидую ему...
levgem
Jul. 12th, 2015 10:24 am (UTC)
его довели до натурных огневых испытаний всего комплекса вместе?

Типа такого: http://www.youtube.com/watch?v=E3cPKgFKe0Y
victor_chapaev
Jul. 12th, 2015 12:09 pm (UTC)
Да, по его рассказам он запускался несколько раз, в то время, когда над головой не было вражеских спутников, при этом факел выхлопа был виден, наверное, из Китая - выхлоп шел вертикально вверх, а вся установка была смонтирована под землей и закрыта комуфлирующей крышей. После запусков он участвовал в исследованиях работавших тепловыделяющих элементов - это ядерное топливо по нашему. Так что двигатель был, и если вспомнить ракету Энергия, то и было чем запустить корабль с ним.
silentpom
Jul. 12th, 2015 12:32 pm (UTC)
та хрень, которая у вас на видео, потом смешно рухнула :)
levgem
Jul. 12th, 2015 12:33 pm (UTC)
Зато лежит очень впечатляюще.
silentpom
Jul. 12th, 2015 01:05 pm (UTC)
ну она испытательный полет вполне нормально выполнила, просто потом еще догнала макет второй ступени и долбанула его

а вот и ее дочка в этом году отожгла:
http://www.youtube.com/watch?v=hoUqx-nA99M
silentpom
Jul. 12th, 2015 01:10 pm (UTC)
наврал, то немного старое. свежее вот
http://www.youtube.com/watch?v=Qn6OvHofcoo
kv_85c
Jul. 12th, 2015 12:05 pm (UTC)
Тяговооруженность у него невеликая и сухая масса ступени большая. Особого выигрыша по массе ПН перед химией нет.
victor_chapaev
Jul. 12th, 2015 12:10 pm (UTC)
А какие там цифры сравнительные?
silentpom
Jul. 12th, 2015 12:59 pm (UTC)
https://en.wikipedia.org/wiki/NERVA

Mass empty: 34,019 kilograms (74,999 lb)
Mass full: 178,321 kilograms (393,131 lb)

ISP (vacuum): 850 seconds (8.3 km/s)

допустим у нас марсианский модуль 50 тонн, допустип в качестве альтернативы, мы смогли сделать самый эффективный в мире двигатель RL-10B и его водородный бак абсолютно невесомым (чего конечно не возможно). Ну и взяли с собой те же 144 тонны топлива (для химического двигателя конечно водорода и кислорода). Считаем

V=I*g*ln(M_f/M_e)
для нервы 850*9,8*ln( (178+50)/(34+50)) = 8467 м/с
для RL10B с невесомыми баками: 460*9,8*ln( (144+50)/50)=6112 м/с
если взять ступень, близкую к первой ступени Arian 5, там на 189 общего веса где то 14 тонн сухая масса. возьмем скромно, 10 тонн.
получим ступень (RL-10B слабоват по тяге, но допустим потянет)
460*9,8*ln( (144+50+10)/(50+10))=5516 м/с.
suvorow_
Jul. 12th, 2015 01:19 pm (UTC)
удельный импульс РД-0410 был повыше, чем у "Нервы", и составлял 925 с. Масса, вместе с биозащитой, 2 тонны. Тяга - 3,6 тонн-силы, или 35,2 кН. Тепловая мощность 195 МВт. Ресурс 3600 секунд за не менее 4 и не более 10 включений. Но на полный ресурс ни один реактор не был испытан - на стенде не было ёмкостей для жидкого водорода, а сжатого газообразного хватало максимум на 300 секунд работы на полной тяге. Те испытания, что были более продолжительными, делались не на полном расходе водорода.
Кроме того, стендовый реактор, в отличие от лётного, для охлаждения отражателя и замедлителя использовал отдельный поток водорода. В лётном же двигателе водород должен был сначала проходить через отражатель и замедлитель, а уж затем идти в ТВС-ы, причём, после прохождения отражателя и замедлителя, в него подмешивали гептан - чтобы водород меньше реагировал с карбидными ТВЭЛами.
Холодный замедлитель - основная "фишка" нашего реактора, в отличие от американцев. Маленькая энергия нейтронов, плюс использование гидрида циркония, а не графита, позволили создать исключительно компактный реактор, несравнимо более компактный, чем у американцев.
silentpom
Jul. 12th, 2015 12:46 pm (UTC)
а нафига вакуумному двигателю тяговооруженность?
john_jack
Jul. 13th, 2015 09:51 pm (UTC)
Дядьку Оберта эксплуатировать. Расход dV при изменении скорости ровно в нужной точке на что-то десятки процентов меньше, чем если ползти на малой тяге. Но это конечно разница между ракетными двигателями и электрическим, не ядерными и химическими.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com