?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у celado в Возобновляемая энергетика: счастье лишь к концу века?
Оригинал взят у celado в Возобновляемая энергетика: счастье лишь к концу века?


Человечество много раз меняло свою энергетическую парадигму, изначально потребляемая энергия была только в виде пищи: ягоды, фрукты, бизоны и так далее. Затем человек сменил чернику с мамонтами на более удобные и мощные источники энергии: древесина, уголь, нефть, ядерная энергия. Каждый переход длился десятки и сотни лет и ставил очередные гигаватты на службу человечеству - в домах стало тепло, появилось откуда подзарядить смартфон и миллионы людей бороздят широкие просторы лесов, полей и рек на автомобилях и поездах. Тем не менее, вопроса канет ли в лету текущий энергетический уклад не стоит - непонятны лишь сроки когда это произойдёт. Перепитиям этого нового перехода уже посвящена не одна сотня страниц “Мира на пике”, но по мере приближения к кульминации наблюдения и выводы не перестают быть интересными.

Энергетическое подразделение агентства “Блумберг” на днях опубликовало свои ежегодные прогнозы для возобновляемой энергетики, которая претендует стать новым энергетическим укладом. Ниже график распределения производства электроэнергии в зависимости от источника:

-1x-1.png

Чёрным цветом отмечена доля электрогенерация на ископаемом топливе - уголь, газ и небольшая доля нефти. Серым - ядерная и гидроэнергетика. А вот тёмно-синим возобновляемая энергетика (ВИЭ) - солнечная и ветряная.


По мнению “Блумберг”, несмотря на многократный рост даже к 2040 году ВИЭ займёт лишь треть электробаланса - 34%. Соответственно, эпоха ВИЭ (если таковая будет) смещается куда-то далеко - во вторую половину столетия. При этом, график на самом деле не показывает всех трудностей о которых часто забывают в подобных рассуждениях: электроэнергия это лишь меньшая часть потребляемой человечеством энергии. Основная доля приходится на непосредственное применение нефти, газа и угля в двигателях, печах и так далее, поэтому доля ВИЭ от полной энергии будет примерно ещё в два раза меньше.

Может показаться, что мы злорадствующие техно-пессимисты, но это не так. Ещё два года назад мы отмечали, что солнечная энергетика многими недооценена, развивается экспоненциально и будет развиваться дальше, но из-за эффекта низкой базы и других проблем рост генерации будет медленнее чем хотелось бы. Рост росту - рознь. Приятно, что наше видение до сих пор оказывалось справедливым.

Как это слишком часто бывает в современном мире ВИЭ упирается в деньги. Солнечные панели дешевеют на протяжении 40 лет, да не просто так, а экспоненциально. Но всё равно недостаточно. Ветряная энергетика, вопреки распространённому мнению, может конкурировать по себестоимости с традиционной - исследование МЭА и АЯЭ (англ.) тут, попроще тут. Но с её распространением возникает проблема эстетического характера: между вариантами “красивые пейзажи без ветряков” и “лужайки с ветряками” жители склонны поддерживать первый вариант - особенно это касается густонаселённых регионов. Решением является вынос ветряков в море, на что сместила свой фокус Европа, повысив субсидии этому виду генерации. Но морские ветряки это штука дорогая и опять всё упирается в деньги.

“Блумберг” приводит такой прогноз себестоимости на примере Китая:

-1x-1.png

Чёрная линия - себестоимость угольной электрогенерации, оранжевым и синим - солнечная и ветряная. Вертикальная ось - $/МВт*ч.

Только в начале 2020-х солнечная энергетика станет дешевле угольной. Но это касается лишь новых электростанций, у которых в себестоимость заложены и расходы на строительство и на непосредственную деятельность. Ведь старые электростанции уже “отбили” капитальные расходы и в их себестоимости только операционные - обслуживание и сам уголь, который сейчас дёшев. Поэтому выдавить с рынка старую генерацию с себестоимостью в $20-$30 за МВт*ч это та ещё проблема и за пару десятилетий она не решается рыночными механизмами.

В результате человечеству придётся ещё долго опираться на ископаемые топлива и текущие тренды по переходу на новые источники энергии размажутся на десятилетия. Если же человечество хочет ускорить этот процесс, то возобновляемая энергетика не лучшее решение вопроса.

Вячеслав Лактюшкин, специально для сайта "Селадо"

Следите за нашими публикациями в соцсетях:

2584536_original.png logo_vkontakte.png Facebook_logo (1).png

Comments

( 324 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
darkdanchik
Jun. 20th, 2017 08:10 am (UTC)
Непонятно почему Hydro отдельно от Wind/Solar. Оно как бы невозобновляемое что-ли?
tnenergy
Jun. 20th, 2017 08:14 am (UTC)
Да, уже все удивились этому.
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - harding1989 - Jun. 20th, 2017 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 20th, 2017 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Master jkl - Jun. 22nd, 2017 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 20th, 2017 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 20th, 2017 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 20th, 2017 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 21st, 2017 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 21st, 2017 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 21st, 2017 03:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 21st, 2017 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 03:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 03:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 21st, 2017 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 02:44 pm (UTC) - Expand
sharikowa
Jun. 20th, 2017 08:21 am (UTC)
Интересно, а откуда у Блумберга такой оптимизм в отношении себестоимости ветряной и солнечной генерации, ведь вроде уже сейчас по своей эффективности они приблизились к физическим пределам. Дальше удешевлять можно только за счет снижения стоимости производства, но почему она вдруг станет кратно падать?
tnenergy
Jun. 20th, 2017 08:41 am (UTC)
>Интересно, а откуда у Блумберга такой оптимизм

Они держат марку самых больших оптимистов в этой теме и много лет уже говорят, что ВИЭ - это самая мякотка, куда инвестировать надо.

>ведь вроде уже сейчас по своей эффективности они приблизились к физическим пределам.

Физические пределы не мешают улучшать экономику, просто темп улучшения падает.

>Дальше удешевлять можно только за счет снижения стоимости производства, но почему она вдруг станет кратно падать?

Цена мегаватт*часа СЭС зависит от огромного числа параметров, и пока, действительно, уверенно снижается, рекорды уже ниже 40$ за МВт*ч, емпни (правда, речь не о себестоимости, а о цене продажи, которая может быть и ниже себестоимости). В падение еще в 2-3 раза к существующим уровням, действительно, верится слабо, но то, что падение еще не завершилось, и в целом цена э/э СЭС еще будет ниже - это достоверно.
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evil_gr - Jun. 26th, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 20th, 2017 10:14 am (UTC) - Expand
zilm
Jun. 20th, 2017 09:37 am (UTC)
офф немного, тут новость сегодня
http://www.kommersant.ru/doc/3330072
вот еще про нее
http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-t-z/turkey.aspx
цена фиксирована на $0.1235 за кВтч на часть объема на 15 лет
стоимость проекта росла уже несколько раз
tnenergy
Jun. 20th, 2017 11:57 am (UTC)
Да, цена знатная. Турки обязуются выкупить по ней за 15 лет электричества (половину выработки) на 35 миллиардов долларов - одно это окупает станцию, а есть еще вторая половина выработки...
(no subject) - zilm - Jun. 20th, 2017 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zilm - Jun. 20th, 2017 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 03:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 03:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zilm - Jun. 21st, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 04:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 24th, 2017 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 09:45 am (UTC) - Expand
sergey_g
Jun. 20th, 2017 09:44 am (UTC)
Геотермальная электроэнергетика вообще упущена.
К примеру на Филлипинах доля её 27% от всей прочей, в Ирландии 30%..
В США за три года прирост почти 0.5 ГГВт мелочи вроде.

ПЕТРОТЕРМАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Н.А. Гнатусь
Фонд поддержки освоения и развития петротермальной энергетики «Термолитэнерго»
странно что только в кэше гугла:

Расчетные технико-экономические показатели
опытно-промышленной петротермальной энергоу-
становки суммарной мощностью 25 МВт следующие
(все стоимостные показатели в ценах 2007 г.) [2]:
– срок строительства – 6–10 мес.;
– себестоимость производимой электроэнергии
– 0,65 руб/кВтч;
– себестоимость производимого тепла –
39 руб/Гкал;
– суммарные капиталовложения в энергоустанов-
ку – 1000 млн руб.;
– срок службы – 40 лет;
– средний срок окупаемости – 2,7–3,5 года.
Себестоимость вырабатываемых электро-
энергии и тепла петротермальных энергоустановок
конкурентноспособны относительно продукции
производимой на действующих ТЭС и АЭС.
В перспективе две трети территории России
вполне возможно снабдить петротермальными
энергоустановками. Надо полагать, что это один
из главных источников энергии. Создание новой
отрасли дает возможность экономить около одно-
го миллиарда тонн органического топлива в год.
Экономия может составить 5–7 трлн руб. В срок до
2050 г. возможно создать энергетические мощно-
сти, полностью исключающие органическое сырье
в качестве топлива. Петротермальная энергетика
– фундамент обеспечения энергетической безопас-
ности страны

Edited at 2017-06-20 10:02 am (UTC)
tnenergy
Jun. 20th, 2017 10:46 am (UTC)
>Геотермальная электроэнергетика вообще упущена.

Вообще-то нет, она там спряталась в other renewables.

>Ирландии 30%..

Может в Исландии?

В целом геотермалка неперспективна, если не брать отдельные документы фанатов - слишком маленькая плотность потока мощности, только в редких местах оно себя оправдывает.
(no subject) - sergey_g - Jun. 21st, 2017 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_g - Jun. 21st, 2017 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_g - Jun. 21st, 2017 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - solozhenitsyn - Jun. 21st, 2017 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solozhenitsyn - Jun. 21st, 2017 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 20th, 2017 02:19 pm (UTC) - Expand
leh_a
Jun. 20th, 2017 11:38 am (UTC)
В тексте ни слова про нерегулярность электроэнергии получаемой из ветра и солнца.
Греть жратву в микроволновке и освещать жилище нужно, внезпапно, когда солнце не светит и ветер не дует
tnenergy
Jun. 20th, 2017 11:50 am (UTC)
>В тексте ни слова про нерегулярность электроэнергии получаемой из ветра и солнца.

У Славы (автора текста) есть одна из самых впечатляющих в России моделей энергетики (больших европейских стран) на ВИЭ-базисе, которая создана именно для того, что бы понять, что такое переменчивость в глобальном плане, и сколько стоит ее победить. Но это не значит, что теперь каждый текст должен быть о переменчивости.
(no subject) - leh_a - Jun. 20th, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leh_a - Jun. 20th, 2017 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 24th, 2017 05:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 04:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 24th, 2017 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 24th, 2017 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 24th, 2017 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Jun. 24th, 2017 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 24th, 2017 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Jun. 24th, 2017 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 24th, 2017 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Jun. 24th, 2017 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 24th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Jun. 24th, 2017 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 24th, 2017 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 24th, 2017 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zel_dol - Jun. 24th, 2017 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 24th, 2017 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 24th, 2017 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - plaksiva9tr9pka - Jun. 21st, 2017 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 03:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 21st, 2017 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - plaksiva9tr9pka - Jun. 21st, 2017 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nordosten - Jun. 22nd, 2017 06:02 pm (UTC) - Expand
vikshevchenko
Jun. 20th, 2017 04:14 pm (UTC)
стоимость солнечной энергии, как я понимаю, указана без учета косвенных расходов (резервирование, аккумуляция). тем не менее, это видимо сделает ее дешевле OPEX'ов станций, работающих на ископаемом топливе, т.е. можно будет по крайней мере экономить энергоносители (экономическая отдача, правда, будет несопоставима с инвестициями)

насколько подешевеет аккумуляция, не говорится.

уголь в Европе планируется вытеснить с помощью экологических ограничений, проистекающих из Парижского соглашения об изменении климата. его видимо заменит газ, вокруг чего и разворачивается война США против России.

утверждается, что (к 2040 году) ВИЭ, имея всего 50% установленной мощности, смогут генерировать 34% всей электроэнергии. при том, что сейчас 12% УМ дает 5% э/э, говорится в статье. как такое возможно?
plaksiva9tr9pka
Jun. 20th, 2017 04:54 pm (UTC)
Видимо, подразумевается рост КИУМ у ВИЭ (логично) и снижение КИУМ у традиционки (логично). Или вы считаете, что изменения КИУМов не смогут привести к указанному вами соотношению доли и установленной мощности?
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_f_nash - Jun. 20th, 2017 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 09:15 pm (UTC) - Expand
Вы оцените - pos4 - Jun. 20th, 2017 08:57 pm (UTC) - Expand
Re: Вы оцените - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 04:35 pm (UTC) - Expand
Re: Вы оцените - sceptikk - Jun. 22nd, 2017 04:37 pm (UTC) - Expand
Re: Вы оцените - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 05:02 pm (UTC) - Expand
Re: Вы оцените - sceptikk - Jun. 22nd, 2017 05:07 pm (UTC) - Expand
Re: Вы оцените - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 05:38 pm (UTC) - Expand
Re: Вы оцените - sceptikk - Jun. 22nd, 2017 06:03 pm (UTC) - Expand
Re: Вы оцените - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_f_nash - Jun. 21st, 2017 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 03:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - plaksiva9tr9pka - Jun. 21st, 2017 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - plaksiva9tr9pka - Jun. 21st, 2017 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - plaksiva9tr9pka - Jun. 21st, 2017 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 04:17 pm (UTC) - Expand
affidavid
Jun. 20th, 2017 04:58 pm (UTC)
Так в более-менее развитых странах спешить особенно некуда, угля и газа полно. Но есть большие шансы. что в самых бедных странах ВИЭ вполне могут доминировать гораздо раньше из-за своей децентрализованности.
tnenergy
Jun. 20th, 2017 05:00 pm (UTC)
А что за "децентрализованность" такая загадочная? Чем Kamuti Solar более децентрализованная, чем какая-нибудь ТЭЦ-27 в Москве?
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Jun. 20th, 2017 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shamaner - Jun. 20th, 2017 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 21st, 2017 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiba - Jun. 20th, 2017 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 20th, 2017 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 20th, 2017 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 21st, 2017 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 21st, 2017 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stealthy_shadow - Jun. 22nd, 2017 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 20th, 2017 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 20th, 2017 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jun. 21st, 2017 03:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Saw Ewas - Jun. 21st, 2017 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 22nd, 2017 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 22nd, 2017 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 27th, 2017 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 21st, 2017 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - john_jack - Jun. 21st, 2017 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 21st, 2017 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - bash_m_ak - Jun. 27th, 2017 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jun. 21st, 2017 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 21st, 2017 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 22nd, 2017 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - affidavid - Jun. 22nd, 2017 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 22nd, 2017 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 21st, 2017 06:18 pm (UTC) - Expand
Александр Березин
Jun. 21st, 2017 07:17 am (UTC)
Слабый анализ.
Андрей Гаврилов
Jun. 21st, 2017 07:39 am (UTC)
Аргументированная проблематизация! гг
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 22nd, 2017 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 22nd, 2017 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 22nd, 2017 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - Mad Max - Jun. 24th, 2017 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 22nd, 2017 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 22nd, 2017 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 21st, 2017 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 21st, 2017 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 21st, 2017 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 22nd, 2017 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 22nd, 2017 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 22nd, 2017 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 21st, 2017 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksiva9tr9pka - Jun. 21st, 2017 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Березин - Jun. 21st, 2017 12:03 pm (UTC) - Expand
vikshevchenko
Jun. 21st, 2017 11:52 pm (UTC)
14.06.2017 Опубликованы итоги конкурса проектов по строительству ВИЭ-генерации в России.
2,2 ГВт объектов плановой стоимостью $3,9 млрд. (в долларах по курсу 60 руб. за доллар) должны быть введены в эксплуатацию к концу 2022 г.
http://www.atsenergo.ru/vie/proresults
Инвесторам будет гарантировано возмещение затрат в течение 15 лет с базовой доходностью 12% годовых (текущая доходность зависит от доходности долгосрочных облигаций) (непонятно, только для СЭС или для всех)
http://www.acexpert.ru/news/otobrani-proekti-alternativnoy-energetiki.html

Ветряки. 1,65 ГВт, в среднем $1700 за кВт, на общую сумму $2,8 млрд.
Победители – «Фортум энергия» (совладельцы на паритетных началах «Роснано» и финский энергоконцерн «Фортум») - 1Гвт, $1,7 млрд.,
«ВетроОГК» (дочка «Росатома») - 360 Мвт, $690 млн. и
«Энел Россия» (дочка итальянского энергоконцерна «Энел») - 290 МВт, $450 млн.
На данный момент подписан договор о финансировании между «ВетроОГК» и «Газпромбанком» на общую сумму в 63 млрд. руб.
http://kuban.rbc.ru/krasnodar/21/06/2017/59490d1b9a7947a0dc9e56b6
Председатель правления Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов говорит, что «там только два реальных проекта — у ПАО „Энел Россия“, остальное — это инвесторы просто застолбили для себя квоты по мощности, доли рынка», «в дальнейшем все еще может измениться, а точки — передвинуться в другие регионы».
https://www.kommersant.ru/doc/3330018

Солнце. 520 МВт, в среднем $1800 за кВт, на общую сумму $950 млн.
Победители – «Грин энерджи» (дочка «Реновы», 300 МВт, $530 млн.),
«Кремниевые технологии» (входит в «Солар Системс», учредитель которой — китайская Amur Sirius Рower Еquipment Сo., 80 МВт, $150 млн.),
«Авелар Солар Технолоджи» (входит в «Хевел», которая в свою очередь есть СП «Реновы» и «Роснано», 70 МВт, $130 млн.) и
«Т Плюс» (дочка «Реновы», 70МВт, $130 млн.)
Окупаемость таких проектов без помощи государства — около 25 лет. С государством, которое гарантирует 12% рентабельности на капитал, срок снижается до восьми лет,— отмечает аналитик «Алор брокера» Сергей Королев
https://www.kommersant.ru/doc/3326288

Две малые ГЭС в Карачаево-Черкессии 2*25 МВт по $2700 за кВт, на общую сумму $136 млн.

регионы планируемого размещения станций:
ветер:
Ростовская область – 390 МВт
Краснодарский край – 370 МВт
Мурманская область – 350 МВт
Ульяновская область – 240 МВт
Татарстан, Адыгея, Курганская область, Ставропольский край

солнце:
Волгоградская область – 95 МВт
Саратовская область – 85 МВт
Оренбургская область – 75 МВт
Башкирия – 60 МВт
Омская область, Бурятия, Алтайский край, Забайкальский край, Самарская область



минобрнауки.рф/m/новости/9973
02.05.2017 Ученые НИУ ВШЭ разработали оригинальную методику оценки потенциала возобновляемых источников энергии. Согласно их расчетам, замена на территории России традиционных способов получения энергии (сжигания ископаемых ресурсов) на солнечную и ветровую генерацию позволит ежегодно экономить около 40 млрд тонн условного топлива и сократить на 80 млрд тонн (в СО2-эквиваленте) выбросы парниковых газов.
"например, по результатам работы в начале марта этого года правительству Татарстана были представлены рекомендации" - говорит один из авторов исследования Георгий Ермоленко



глава Росатома Алексей Лихачев:
Основная задача мировой энергетики от одной трети (?!) генерации сейчас перейти к 80% безуглеродной генерации к 2050 году. За последние пять лет в мире на развитие возобновляемой энергетики было потрачено более $1,2 трлн., атомной - $150 млрд. Мы не должны с ними (с ветром и солнцем) конкурировать, здесь должна быть совместная и слаженная работа. Без базовых генерирующих мощностей, способных обеспечить стабильную генерацию, мировая энергетическая система развиваться не будет.
В дальнейшей судьбе Парижского соглашения есть две тенденции. Первая — соглашение будет жить, и, несмотря на политические вопросы, в последнее время возникающие вокруг него, оно не изменится. Вторая — оно продолжит задавать повестку развития зеленой энергетики вплоть до 2050 года.
https://lenta.ru/news/2017/06/19/rosatom_renewableenergy/
https://www.gazeta.ru/business/news/2017/06/19/n_10197341.shtml

Edited at 2017-06-22 05:02 am (UTC)
tnenergy
Jun. 22nd, 2017 08:20 am (UTC)
>Согласно их расчетам, замена на территории России традиционных способов получения энергии (сжигания ископаемых ресурсов) на солнечную и ветровую генерацию позволит ежегодно экономить около 40 млрд

Вот это круто, экономить в одной России в три раза больше, чем общемировая добыча углеводородов и угля.
(no subject) - tnenergy - Jun. 22nd, 2017 08:23 am (UTC) - Expand
vikshevchenko
Jun. 22nd, 2017 06:23 am (UTC)
https://www.kommersant.ru/doc/3324787
Анатолий Чубайс:
Есть тренд во всем мире, который приводит в точку под названием «сетевой паритет», когда цена киловатт-часа, выработанного в возобновляемой энергетике, становится равна цене киловатт-часа, полученного в тепловой энергетике. Эту точку паритета уже начал проходить весь мир в 2014–2015 годах и закончит буквально за одно десятилетие. В России сетевой паритет случится несколько позже по объективным причинам, в том числе из-за дешевого газа, но он неизбежен.
С 2025 года РФ вступит в ситуацию, когда спрос на мощность превысит имеющийся запас,— нужно будет новое строительство, новые вводы. И к этому моменту — представьте, что у нас нет альтернативной энергетики. Это означает, что новые газовые или угольные вводы делать бессмысленно, потому что они неэффективны — а в стране полностью отсутствует какое-либо производство оборудования в области солнечной энергетики, ветроэнергетики, ниокровский задел, который позволяет «апгрейдить» технологии, полностью отсутствуют кадры, инженеры, образование.
К счастью, Россия уже выбрала другой путь. У нас к 2025 году, я думаю, будет около 5500 МВт объектов ВИЭ (солнце, ветер, малая гидроэнергетика).

Средний тариф в изолированных районах России, думаю, что втрое выше, чем по стране. Там уже сейчас востребованы гибридные установки, сочетающие солнце, ветер, аккумулятор и дизель. Получается ситуация, когда при наличии ветра у тебя идет безтопливная ветрогенерация, при наличии солнца — солнечная. Все это попадает в литиево-ионный аккумулятор, который накапливает энергию. Если совсем нет ни ветра, ни солнца, можно использовать дизель. Экономия дизтоплива при этом колоссальная — не менее 30%.
vikshevchenko
Jun. 23rd, 2017 02:05 am (UTC)
Добавлю еще про нематериальное (вопрос, поднятый в прошлом посте, но пока не получивший развитие, поскольку он не из технической сферы). На международном уровне ВИЭ продвигают как экологические чистое, в России к этому добавляется аргументация об «историческом выборе между всем цивилизованным миром и странами-изгоями».
Анатолий Чубайс:
«Трамп, приведший своим пониманием климатических проблем в ужас Ангелу Меркель, Евросоюз, а заодно и ООН, решил «поправить» американскую климатическую политику. Это означает, что политически Америка выбрала для себя направление движения к группе стран-изгоев, а весь цивилизованный мир движется в противоположную сторону.
Но тренд в сторону сокращения выбросов CO2, как мне кажется, необратим. Его можно замедлить, но его нельзя развернуть в обратную сторону. Еще и поэтому, с моей точки зрения, президент США совершил историческую ошибку».
«Мы (в России) долгое время были вне этого мирового процесса, долго раскачивались — и в этом году процесс пошел. Солнечная энергетика как национальный стартап в моем понимании — состоялась, чтобы ее разрушить, нужно сделать какие-то немыслимые дурости».

И дальше Чубайс хочет $10 млрд. на солнце и ветер до 2025 года.
И мы видим как государство уже выбрасывает на это $4 млрд., оплачивая э/энергию по цене в четыре раза выше атомной (+ она хуже своей непредсказуемостью) при наличии избытка генерации.

Сравните наступательную позицию Чубайса со странными фантазиями Лихачева (Росатом): Мы не должны с ветром и солнцем конкурировать, здесь должна быть совместная и слаженная работа. Атомная энергетика должна обеспечить базовую генерацию.
То есть он сразу уступает в плане того, что атом – лучший вариант из безуглеродных и держится только за базовую генерацию. ВИЭ подразумевает отказ от базовой генерации.
http://www.ren21.net/gsr-2017/chapters/chapter_08/chapter_08/

Возможно, Локшин отчасти прав в том, что в России распространение ВИЭ еще долгие годы не будет угрожать базовой атомной генерации, но для роста атомной энергетики этого недостаточно, поскольку в отличие от ВИЭ у газовой еще и экономические показатели хорошие.

Чубайсу также возражает Следственный комитет. Но это тоже частичное решение: от посадки менеджеров тренд не меняется, может только замедлиться.
(no subject) - tnenergy - Jun. 24th, 2017 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jul. 3rd, 2017 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jul. 3rd, 2017 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jul. 3rd, 2017 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jul. 3rd, 2017 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - racepilot - Jul. 3rd, 2017 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikshevchenko - Jul. 3rd, 2017 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptikk - Jul. 3rd, 2017 04:41 pm (UTC) - Expand
( 324 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com