?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Существует одно направление технологий ядерных реакторов, которое при весьма экзотичном облике и двигающихся программах НИОКРов имеет довольно туманное будущее. Речь идет про реакторы с внешним ускорительным источником нейтронов или Accelerator Driven Systems (ADS). Рожденные в попытке создать безопасные реакторы, подобные системы представляю собой настоящий инженерный кошмар, как мы все любим.


Проектное изображение флагмана ADS-реакторов - свинцово-висмутового быстрого реактора MYRRHA с ускорительным драйвером.

Идея прикручивания к ядерным реакторам такого ускорителя возникла в конце 80х именно как ответ на Чернобыльскую аварию, причем в двух ускорительных центрах мирового класса - Брукхейвенской лаборатории в США (H. Takahashi and G. Van Tuyle) и в ЦЕРНе в Европе (Карло Руббия).

Принципиальным отличием ADS от существующих реакторов является использование подкритичной сборки ядерного топлива т.е. такой, где количество нейтронов с каждым поколением становится меньше (Кэфф = 0.95), и без внешней подпитки нейтронами цепная реакция деления  быстро затухает. Недостающее в каждом поколении количество нейтронов должен вносить спалляционный источник, где нейтроны получаются путем разрушения атомов мишени ускоренными протонами.


Проектное изображения здания для MYRRHA. Длинная зеленая штука между двумя белыми корпусами - насыпь поверх линейного ускорителя. Солнечные панели на зданиях намекают, кто тут хозяин.

В таком гибриде ядерного реактора и ускорителя принципиально невозможна реактивностная авария, связанная с разгоном на мгновенных нейтронах (как в Чернобыле) - стоит выключить ускоритель, и через секунду мощность реактора упадет до остаточной, не связанной с цепной реакцией. Вторым важным мотивом строить ADS стало то, что подобный реактор с жестким нейтронным спектром очень хорошо выжигает минорные актиниды - т.е. решает одну из существенных проблем ЗЯТЦ.


Существующие программы по изучению трансмутации минорных актинидов (MA) в ADS-реакторах.

Но на этом плюсы заканчиваются и начинается большой список технических сложностей. Поскольку атомная индустрия быстро разработала и воплотила новые стандарты ядерной безопасности, уменьшающих вероятностью реактивностных аварий практически до невозможной, то идея ADS так и должна была остаться идеей.


Разрез MYRRHA по двум осям. Слева видна активная зона и два внутриреакторных хранилища. Справа - по центру циркуляционный насос и по бокам два теплообменника вода-свинцово-висмутовая эвтектика.

Однако фигура Карло Руббия (нобелевского лауреата, бывш. директора CERN, бывш. директора итальянского “росатома” ENEA и т.п.) позволила продавить идею ADS хотя бы в исследовательские установки. В итоге, в 1998 году Европа начала НИОКРы, которые привели в 2006 году к экспериментальной установке GUINEVERE - где термоядерный ускорительный источник нейтронов (разогнанные до 200 КэВ дейтроны били в тритиевую мишень) подпитывал находящийся в подкритичном состоянии реактор VENUS-F. Причем интересно, что реактор был переделал из обычного бассейнового исследовательского в свинцовую сборку, где свинец находится в твердом состоянии.


GUINEVERE: труба ускорителя подходит с потолка к подкритичной сборке, виднеющейся на уровне пола.

Два десятилетия развития идеи ADS на сегодня воплощены в виде проекта реактора MYRRHA, который будет построен в бельгийском ядерном центре SCK-CEN. Причем, в силу неоднозначности плюсов реакторов с ускорительным драйвером, это должна быть не просто опытная ADS установка, а полноценный исследовательский реактор по типу БОР-60, МБИР или CEFR-25 предназначенный для исследования и разработок в области четвертого поколения, наработки медицинских радиоизотопов и ядерно-легированного кремния.


Активная зона MYRRHA в центре, два желтых цилиндра - полости для облучения ЯЛК, зеленое циркуляционные насосы.

MYRRHA исполнен по технологии быстрого свинцово-висмутовый реактора с спалляционной мишенью в центре активной зоны, в которую приходит луч ускоренных протонов с энергией 600 МэВ и током 4 мА. Поток протонов будет рождать в мишени 1017 нейтронов в секунду. Линейный ускоритель длинной 260 метров с криогенными сверхпроводящими резонаторами расположен тут же и составляет единое целое с реактором.


Сверху мааленький чертеж зданий ЛИНАКа и реактора, снизу - схематичное изображение этой системы.

Полезная мощность ускорителя, как несложно посчитать - 2,4 МВт, мощность реактора - 100 мегаватт тепловых, т.е. подкритичная сборка будет усиливать энергию протонного пучка в 40 раз, что является нижней границей, интересной для коммерческой реализации ADS.


Вид сверху на реактор. По вертикальной оси расположены две перегрузочные машины (IVFHM) и изображены их рабочие зоны. Справа-слева от IVFHM расположены внутриреакторных хранилища ТВС. Справа-слева от АЗ - сборки из насоса и двух теплообменников.

Реактор MYRRHA в свою очередь, бассейновый, т.е. активная зона, два циркуляционных насоса, 4 теплообменника, перегрузочные машины - все это находится в одном корпусе, наполненном расплавом свинцово-висмутовой эвтектики (55% висмута и 45% свинца). Такой экзотический теплоноситель (на сегодня в рамках советской лодочной программы было построено всего порядка десяти ядерных реакторов с СВ-эвтектикой в качестве теплоносителя, больше нигде в мире таких реакторов не было) нужен для улучшения нейтронного баланса и соответственно удешевления реакторно-ускорительной системы.


Перезрузочная машина, слева - манипулятор, по центру - эффектор. Справа вверху вид внутри реактора, удерживающая ТВС решетка поднята к АЗ.

Активная зона реактора набрана из шестиугольных ячеек в которых будет располагаться 108 ТВС и 55 многофункциональных каналов (центральный из которых занят спаляционной мишенью и еще 9 - поглощающими стержнями системы управления и защиты). Остальные каналы можно использовать для установки мишеней - материаловедческих, опытных ТВС, для наработки изотопов и т.п., причем в потоке быстрых нейтронов, что сейчас на территории Европы практически недоступно. В объеме под спаляционной мишенью так же можно расположить образцы для облучения - здесь спектр излучения похож на то, что будет в будущих термоядерных реакторах (например DEMO). Снаружи активной зоны имеются так же полости для получения ядерно-легированного кремния. Высота АЗ - 2000 мм, высота топливного столба 600 мм, диаметр ~1700 мм.


Картограмма загрузки АЗ. Кружками обведены ячейки, доступные для расположения мишеней и образцов.

Шестиугольные ТВС диаметром 105 мм набраны из 127 тонких твэлов (внешний диаметр 6.55 мм, стенка 0.45 мм) с МОКС топливом и оболочкой из стали “15-15 Ti” (видимо аналог нержавеющей стали ~20Н15Х15Т).

Активная зона охлаждается теплоносителем, идущем сверху вниз на скорости 2 м/с общим расходом 13100 кг/с. После АЗ теплоноситель подогревается с 275 до 325 С и накачивается двумя циркуляционными насосами в теплообменники, где охлаждается водой и возвращается в АЗ. Тепло от воды, в свою очередь, будет сбрасываться на вентиляторных градирнях.


Возможности MYRRHA как исследовательского реактора. Характеристики только чуточку слабее МБИР.

Интересно, что в ходе разработки размер АЗ (и количество ТВС) был увеличен, как и расход теплоносителя, а вот подогрев теплоносителя снизился с 140 С до 50С - не все так просто оказывается в разработке быстрых свинцово-висмутовых реакторов.


Прямо по центру АЗ расположена спаляционная мишень (серое). Красная труба с полукруглым окончанием - окончание ускорительной части в реакторе.

Проект MYRRHA отличается уникальной перегрузочной машиной (а точнее сразу двумя, обслуживающими по половине АЗ) - это “подсвинцовый” манипулятор, который будет извлекать ТВС из АЗ снизу и переставлять их во внутрикорпусное хранилище (где они будут остывать 1,5-2 года), а так же отправлять в элеватор остывшие ТВС и загружать в АЗ свежие. Уникальность этого робота в том, что работая фактически вслепую в жидком сплаве висмута-свинца при температуре 300 С он должен иметь достаточно высокую надежность и точность.


Разнообразные варианты перегрузочный манипуляторов.

При этом все приводы и датчики этого манипулятора можно расположить только сверху, над уровнем теплоносителя, а положение эффектора должно передаваться вниз только механическим способом. На такие безумства заставляет идти наличие сверху вакуумной трубы ускорителя, отсоединение-подсоединение которой к мишени в центре АЗ на время перегрузок почему-то показалось разработчикам сложнее, чем эти роботы.


Анимация работы "подсвинцовой" перегрузочной машины.

В итоге в ходе проработки разных кинетических схем была выбрана простейшая, с минимумом вращающихся соединений внизу.

Разработку перегрузочных машин ведет фирма Oxford Technologies, знакомая нам по нескольким робототехническим системам ИТЭР. Кроме того, что бы не работать совсем в слепую и для поиска и нахождения всякого мусора, который будет всплывать к нижней решетке активной зоне (в свинце-висмуте прекрасно плавает даже сталь) будет разработана сонар-визор для визуализации обстановки. Для натриевых реакторов такие камеры уже существуют, однако для свинца-висмута были обнаружены существенные неоднородности в скорости распространения ультразвука в среде, связанные с температурой и микрогетерогенностями, так что задачка разработки рабочей перегрузочной машины весьма непроста.


Кстати, в проекте хотят роботизировать и работу в реакторном зале на мощности. Сомнительная затея, хотя причины понятны (возможный уход луча ускорителя на стенки может дать мгновенную смертельную дозу находящимся в помещении). Забавно видеть JETовских роботов тут.

Следующая передовая разработка в этом проекте - линейный ускоритель (ЛИНАК) протонов. На сегодняшний день в мире существует только два ускорителя протонов, способных выдавать среднюю мощность больше 1 мегаватта - это нейтронные спалляционные источники PSI и SNS. И строится еще один такой источник - ESS.


Карта существующих ускорителей в координатах "мощность - энергия". И да, БАК действительно имеет ускоряющую мощность меньше 1 мегаватта.

Ускоритель MYRRHA средней мощностью в 2,4 мегаватта будет вторым в мире по этому показателю. Причем здесь не только высокая мощность но и высокий (для протонных ускорителей) ток. Кроме того, ЛИНАК должен работать в непрерывном, а не импульсном режиме, что у уменьшает возможности по перекалибровке систем между импульсами.


Различные графики, показывающие причину выбора именно 600 МэВ - лучший кпд по выходу нейтронов, меньше проблемы с плотностью энергии на мишени при чуть большей цене.

Проблемой для разработчиков является и необходимость удерживать луч протонов на мишени, которая представляет собой просто одну пустую ячейку, заполненную движущейся свинцово-висмутовой эвтектикой - решение, кстати, похожее на источник SNS, где спалляция происходит в потоке ртути. Для уменьшения проблем с кавитацией и вскипанием расплава луч диаметром в сантиметр будет развертываться по кругу диаметром 6 см. Для того, что бы не повредить реактор, этот луч должен очень стабильно оставаться на мишени, со стабильностью, превосходящей сегодняшние показатели линейных ускорителей в 50 раз.

Кроме того, необходимо повысить и общую надежность этой машины - с характерных сегодня десятков часов между остановками до (в идеале) 2160 часов, т.е. 90 дней - запланированных сессий работы реактора MYRRHA на мощности. Напомню тут, что MYRRHA - это не только опытный ADS, но и прежде всего исследовательский реактор, который решает задачи внешних заказчиков и постоянные остановки на починку ускорителя вызовут множество проблем (заодно похоронив идею ADS).


Два инжектора, переходящие в основную секцию ускорителя

Поэтому дизайн ЛИНАКа довольно необычен. Он начинается с двух параллельных инжекторов протонов, один из которых всегда будет работать в горячем резерве.  Используя три разные секции радиочастотных резонаторов, последняя из которых сверхпроводящая, на длине 19 метров они ускоряют протоны с начальных 30 КэВ до 17 МэВ. Далее луч с одного из инжекторов отправляется в основную секцию сверхпроводящего ЛИНАКа, а со второго попадает в мишень, где благополучно рассеивается.


Схема инжектора, с использованием 3 различных технологий ускорения.

ЛИНАК состоит из более чем 140 сверхпроводящих резонаторов, передающих энергию электромагнитного поля протонам. Его длина - около 250 метров, температура ниобиевых элементов - 2К. Для решения задачи общей надежности эта часть спроектирована так, что при отказе любого из криомодулей поломанный и остальные за ~2 секунды перенастраиваются так, что бы протонный луч просто пролетал отказавший модуль и ускорялся остальными. Эта идея реализуется с помощью специальной магнитной оптики и введения быстрых механических систем (с пьезоактуаторами), которые перемещают резонаторы по криомодулям.


Прототип резонатора типа RFQ, обеспечивающих ускорение с 30 КэВ до 1,7 МэВ.


Второй по ходу тип резонаторов инжектора - нормально проводящие CH-cavity.


3D модель сверхпроводящих резонаторов основной линии ускорителя MYRRHA.


Сборка из двух радиочастотных транзисторов по 850 Ватт - прототип для модульного усилителя на 32 КВт

Интересная особенность отчета программы разработки аванпроекта ускорителя MYRRHA - это замечание о том, что в самом проекте мало “ускорительщиков”, а расписание проекта “слишком сжато”. Т.е. даже в очень небольшом исследовательском ADS-реакторе ускорительная часть вызывает большие затруднения, требующие многолетних разработок. Что же будет, когда понадобится как минимум 30-мегаваттный ускоритель для полномасштабного энергоблока?


Текущий график строительства идет очень далеко - еще недавно в планах был 2023-2024 год, как начало работы, но разработка ускорителя отодвигает эту дату еще на 6-7 лет.

Подводя итог, хочется сказать, что ADS сегодня выглядит довольно тяжелым и сложным решением. Но, несмотря на неоднозначность технологии, ей занимаются не только в Европе, но и в Китае, возможно из-за косвенной отдачи - это позволяет тянуть целые пласты прикладной науки (как по реакторам, так и по ускорителям), попутно получая реалистичную оценку стоимости одной из веток ядерных технологий.

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
bmpt
Jun. 12th, 2016 04:29 pm (UTC)
Как всё запутано
Это тема которую Острецов И.Н. впаривает?
b_my
Jun. 12th, 2016 05:14 pm (UTC)
Re: Как всё запутано
Почти.

У Острецова всё чуть тяжелее, ибо завязано на идею-фикс: что с ускорителем высокой (много ГэВ) энергии можно получить больше нейтронов на каждый вкачаный МэВ (именно в пересчёте на энергию, ибо на частицу-то - понятно, что будет больше). Причём реальные эксперименты эту его идею не подтвердили. Ну там у него ещё глубокая подкритика, торий и всякое такое, но главная идея, которая могла бы сделать ADS немного более выгодными негодная.
Re: Как всё запутано - tnenergy - Jun. 12th, 2016 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iggosh - Jun. 13th, 2016 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pos4 - Jun. 13th, 2016 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 13th, 2016 06:48 pm (UTC) - Expand
thrasymedes
Jun. 12th, 2016 04:35 pm (UTC)
Дополнительные нейтроны выделяются в центре. Тогда плотность нейтронного потока в центре реактора должна быть несравнимо выше, чем на периферии, как за счет поглощения, так и за счет обратных квадратов. Получается, режим работы реактора около источника будет резко отличаться от периферии. Или топливо расположено "тонким слоем" ? Но тогда в середине нужно оставить огромную полость, что неизбежно увеличит цену конструкции.
b_my
Jun. 12th, 2016 05:15 pm (UTC)
Ну так она (плотность) и в обычном реакторе гораздо выше в центре, чем на периферии. Это неудобно, но не то чтоб ужас-ужас.

Конструкция мишени - вообще отдельный, сложный вопрос для мощных ускорительных источников.
(no subject) - tnenergy - Jun. 12th, 2016 06:52 pm (UTC) - Expand
kolobok_34
Jun. 12th, 2016 05:01 pm (UTC)
Производство и обслуживание ускорителя не обесценит ли саму затею с ЯЭУ? Энергия будет, видимо, по заоблачным ценам.
Неужели наработка необходимых изотопов и ядерно-легированного кремния (не знаю что это такое, каюсь) сделает прибыльной такую установку?


b_my
Jun. 12th, 2016 05:17 pm (UTC)
Это исследовательская установка, от неё прибыль - опыт и знания (в том числе, полученные на строительстве). К слову сказать, строящийся БРЕСТ-300 прибыльным тоже ни разу не будет. А очень даже наоборот.

Edited at 2016-06-12 05:17 pm (UTC)
(no subject) - tnenergy - Jun. 12th, 2016 07:31 pm (UTC) - Expand
freedom_of_sea
Jun. 12th, 2016 05:23 pm (UTC)
а почему 95% реактивность а не 99%?
tnenergy
Jun. 12th, 2016 06:54 pm (UTC)
Это стандартное значение безопасной подкритичности, при котором уже никакие положительные эффекты реактивности не приведут к набору критичности. Возможно на живом реакторе в итоге рабочий Кэфф будет выше.
2born
Jun. 12th, 2016 07:17 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо!

П.С. Обычно транскрибируют "Карло Руббиа".
amginskiy
Jun. 13th, 2016 02:02 am (UTC)
А что если использовать ИЯФовский ГДМЛ вместо ускорителя, в качестве источника нейтронов? По размерам он будет гораздо меньше 260 м. :)
tnenergy
Jun. 13th, 2016 07:13 am (UTC)
Источник нейтронов тут имеет размер 85х300 мм, это источник энергичных протонов большой. Есть тема гибридных реакторов - термоядрный источник энергии и подкритичный ядерный усилитель мощности, но складывая сложности там и там, мы получаем такого монстра, что я не думаю что это когда-то будет реализовано, во всяком случае в ближайшие десятилетия.
(no subject) - b_my - Jun. 13th, 2016 07:33 pm (UTC) - Expand
serega boiko
Jun. 13th, 2016 12:51 pm (UTC)
спасибо за статью !
а есть где-нибудь объективный разбор острецовского реактора? что порекомендуете почитать на тему?
tnenergy
Jun. 13th, 2016 01:20 pm (UTC)
Видел какие-то общие рассуждения на тему что не так все здорово на АШ. Проблема в основном в том, что он полностью бумажный, причем без особых расчетов, по типу:
1. А вот у нас есть такой мегаускоритель, с кпд в 2 раза выше существующих рекордов и в 10 раз дешевле... но к сожалению экспериментально не проверенный.
2. А вот мы похоже получили выход нейтронов на ватт ускорителя в 2 раза лучше чем Руббиа... правда это никем не подтверждено, но положим в расчет!
3. А вот у нас будет прекрасный реактор, работающий на свинце, тории, обедненном уране, ОЯТ. Правда мы не учли стойкость ОЯТ к повреждающей дозе нейтронов, да и про нейтронные яды забыли... ну ладно, упакуем в TRISO топливо... ну и что, что оно с графитом и быстрого реактора не получится, отстаньте вы все, в главном-то мы правы!

Короче есть общие рассуждения не подтвержденные моделями, без инженерных и даже концептуальных проработок во многих местах... О чем тут спорить?

(no subject) - serega boiko - Jun. 13th, 2016 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 13th, 2016 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 13th, 2016 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 13th, 2016 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 13th, 2016 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_my - Jun. 14th, 2016 09:33 am (UTC) - Expand
kuzmabest
Jun. 13th, 2016 07:43 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно, но вот упорно лезет в голову анекдот о "теперь мы постараемся со всей этой хренью взлететь". :)
b_my
Jun. 14th, 2016 09:59 am (UTC)
Кстати, тут есть своего рода сильный прикол, вот прямо на этой картинке общего вида:


Солнечные батареи на крышах комплекса. Массово. :)
sammolove
Jun. 15th, 2016 06:09 am (UTC)
Привет из Харькова
Жаль, что ни слова не упомянули про Харьков. Здесь, конечно, не такой мощный, но зато уже рабочий.
Здесь 100кВт ускоритель электронов энергией 100MэВ.
Выход нейтронов 3,28*10^14.
Реактор с ураном-235 обогащение до 20%.
Цель: исследования на быстрых, тепловых и холодных нейтронах, нейтронная бор-захватная терапия, ядерная физика, нейтронный активационный и радиационный анализ, рад. материаловедение, производство изотопов и т.д.


Edited at 2016-06-15 06:14 am (UTC)
tnenergy
Jun. 15th, 2016 06:32 am (UTC)
Re: Привет из Харькова
Хм, интересно, а как называется установка? Я бы поискал подробную информацию. По нейтронной яркости вполне неплохо, хотя обычный бассейновые реактор был бы проще и дешевле при сопоставимых характеристиках.
Re: Привет из Харькова - sammolove - Jun. 15th, 2016 06:51 am (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - tnenergy - Jun. 15th, 2016 10:33 am (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - tnenergy - Jun. 15th, 2016 10:57 am (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - sammolove - Jun. 15th, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - tnenergy - Jun. 15th, 2016 11:27 am (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - sammolove - Jun. 15th, 2016 11:56 am (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - b_my - Jun. 16th, 2016 04:08 pm (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - tnenergy - Jun. 16th, 2016 04:17 pm (UTC) - Expand
Re: Привет из Харькова - b_my - Jun. 15th, 2016 10:23 am (UTC) - Expand
rrr2
Jun. 16th, 2016 03:14 pm (UTC)
А это остаточная мощность может повредить рекатор, как в Фукусиме?
b_my
Jun. 16th, 2016 04:19 pm (UTC)
Конечно. От фукусимского сценария ADS не спасают.
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2016 07:57 pm (UTC) - Expand
Mad Max
Jun. 16th, 2016 07:05 pm (UTC)

Карта существующих ускорителей в координатах "мощность - энергия". И да, БАК действительно имеет ускоряющую мощность меньше 1 мегаватта.
А из чего это следует? Он же на этот график просто не влез, не вписавшись по энергии - шкала на 1 ТэВ заканчивается, а БАК изначально на 7 ТэВ работал, а сейчас на 13 ТэВ.
Там только какая-то из его предварительных ступеней затесалась (представляющая собой маленький доисторический ускоритель из 60х, используемый сейчас как одна из ступенек каскада ускорителей), а не основное кольцо.
Вот эта судя по обозначению PS - https://en.wikipedia.org/wiki/Proton_Synchrotron
tnenergy
Jun. 16th, 2016 07:40 pm (UTC)
Да, он не влез в шкалу, но это не отменяет, что главное кольцо БАК не очень мощный ускоритель.
Mad Max
Jun. 16th, 2016 07:33 pm (UTC)
MYRRHA исполнен по технологии быстрого свинцово-висмутовый реактора с спалляционной мишенью в центре активной зоны, в которую приходит луч ускоренных протонов с энергией 600 МэВ и током 4 мА. Поток протонов будет рождать в мишени 1017 нейтронов в секунду. Линейный ускоритель длинной 260 метров с криогенными сверхпроводящими резонаторами расположен тут же и составляет единое целое с реактором.

Хм. Если нолик где-нибудь не потерял, то получается выбивает из мишени всего 4 нейтрона на один 600 МэВ протон?
Как-то совсем низкая эффективность получается.
Разве простейший термоядерный драйвер не должен на порядок эффективнее быть? Вместо протонов пучок дейтронов с на пару порядков меньшей энергией, но пропорционально большим током и по обогащенной тритием или даже просто дейтериевой мишени. Ускоритель по-идее много проще и дешевле должен быть. Или на больших токах какие-то другие шибко серьезные проблемы вылезают?
tnenergy
Jun. 16th, 2016 07:56 pm (UTC)
Судя по графику в тексте - должно быть 12 нейтронов на протон. Почему цифры не сходятся - не знаю.

>Разве простейший термоядерный драйвер не должен на порядок эффективнее быть?

Он эффективнее с точки зрения "затраты энергии на нейтрон". Но рекордные термоядерно-ускорительные источники сейчас имеют заведомо меньше 10^15 нейтронов в секунду, этого мало для ADS. Видимо разработчикам этот путь кажется более сложным, т.к. предшественник MYRRHA сборка GUINEVERE запитывалась именно термоядерно-ускорительным источником.

Однако вспоминая IFMIF/EVEDA (http://tnenergy.livejournal.com/15900.html) - там нейтронная яркость >10^19 нейтронов в секунду, почему не использовать этот вариант? Жалко нескольких кило лития в год? Литиевая мишень будет мешать в АЗ? АЗ быстро поплохеет под термоядерными нейтронами? В общем - загадка.
(no subject) - Mad Max - Jun. 16th, 2016 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2016 09:08 pm (UTC) - Expand
Ну и? - bmpt - Dec. 25th, 2016 08:44 am (UTC) - Expand
Re: Ну и? - tnenergy - Dec. 25th, 2016 09:24 am (UTC) - Expand
Re: Ну и? - tnenergy - Dec. 25th, 2016 09:47 am (UTC) - Expand
Так и говори : "Не знаю" - bmpt - Dec. 26th, 2016 07:19 am (UTC) - Expand
Re: Так и говори : "Не знаю" - tnenergy - Dec. 26th, 2016 07:24 am (UTC) - Expand
( 59 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com