?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Две поставки

Подумал тут, что ближайшие несколько лет все более частым сюжетом станет "изделие Х отгрузили на площадку ИТЭР". Стройка задерживается, а вот промышленность постепенно выполняет свои обязательства. Если в 2014 году можно было следить только за поставкой довольно стандартных электротехнических комплектующих системы электропитания комплекса, то в этом начинает идти поток и уникальных. Пока, в прочем довольно простых - ни тебе гиротронов, ни элементов NBI, но все же уникальных. В начале декабря произошли две довольно знаковые поставки - первые детали криостата добрались до Кадараша, а из Санкт-Петербурга были отгружена партия шинопроводов магнитной системы ИТЭР.

Криостат


60-градусные сегменты днища криостата в мастерской криостата, расположенной на площадке ИТЭР.

Я уже писал про уникальность этого вакуумного сосуда, а главное его символическую важность - это первый элемент непосредственно термоядерного реактора. Пока до площадки добрались элементы нижней половины основания криостата, а его тяжелое опорное кольцо (весом 800 тонн) в виде нескольких сегментов ожидается в феврале-марте 2016.


Опорное кольцо основания криостата. Толщина плиты слева - 180 мм.

Два года назад, когда еще теплилась надежда, что здание токамака будет построено в 2017, планировалось, что осенью 2015, по прибытию первых элементов криостата сразу начнется сварка первого установочного элемента. Теперь, разумеется, спешки нет - подкрановая конструкция в здании токамака запланирована на 2019, тогда же появится возможноить и поставить основание криостата на свое штатное место.



Сейчас расписание выглядит так - весной 2016 начнется сборка стапеля, на котором из пришедших деталей будет свариваться основание, осенью 2017 года основание перекочует в здание предварительной сборки для насыщения датчиками, где будет дожидатся готовности шахты токамака для установки.

Токопроводы



5,4 километра алюминиевых брусков сечением ~200х300 мм с водяным охлаждением соединят мощные инверторы и криофидеры (подробнее про токопроводы и фидеры) сверхпроводящих магнитов ИТЭР. Изготовление 500 тонн алюминиевых деталей - отвественность России, и выполняется она питерским НИИЭФА. В прошлом году испытаниями было подтверждена технология изготовления токопроводов, а теперь наступило время первой отгрузки на площадку ИТЭР.


Погрузка первой серийной партии шинопроводов в НИИЭФА

Сейчас сложно сказать, когда начнется инсталляция токопроводов, но точно не раньше конца 2017 года, когда должен быть достроен этаж L1 и организована техническая возможность что-то опускать на этаж B2, где будет расположена основная их часть. Так что пока, скорее всего, высокотехнологичному алюминию придется полежать на шикарном складе, который вынуждено было построить ITER IO для хранения преждевременно прибывших компонентов комплекса.


Этот склад был отгрохан в полукилометре от площадки ИТЭР за 9 месяцев. Строили бы сам комплек так!

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
xna123
Dec. 15th, 2015 07:34 pm (UTC)
Россия что-нибудь технологичнее кусков люминия с дыркой по середине поставляет?
tnenergy
Dec. 15th, 2015 07:46 pm (UTC)
Да. http://tnenergy.livejournal.com/364.html, http://tnenergy.livejournal.com/5638.html.

Самая нетехнологичная доля в проекте досталась, пожалуй, Корее (3 диагностики, тепловые экраны, вакуумная камера, элементы бланкета, преобразователи питания магнитов), обладателю на данный момент второго по крутости токамака мира, пока JT-60SA не в строю.

А может быть Индии. Но даже самые нетехнологичные части ИТЭР весьма заковыристы и тянут много пользы для экономики.

Edited at 2015-12-15 07:48 pm (UTC)
donthard
Dec. 15th, 2015 08:15 pm (UTC)
Давно читаю. Поражаюсь масштабам задуманного, особенно техническим деталям.


Но вот просто свербит вопрос. Неужели вот это вот все такое архисложное строится, грубо говоря, чтобы греть воду и вращать генератор? Столько умов все это разработали, что если их направить в русло преобразования энергии?

Я дилетант в энергетике, так что тапками сразу не закидывать-)
kincajou
Dec. 15th, 2015 08:47 pm (UTC)
дык даже вращать генератор оно не сможет
(Deleted comment)
kincajou
Dec. 15th, 2015 08:47 pm (UTC)
сечением ~200х300 мм

внушаеть!
ana_nerba
Dec. 15th, 2015 09:06 pm (UTC)
конкуренты стелларатор
запустили уже.
чем токамак может ответить?
tnenergy
Dec. 15th, 2015 11:16 pm (UTC)
Re: конкуренты стелларатор
Токамаков построено на порядок больше, чем стеллараторов. И параметры плазмы у токамаков выше - W 7-X не достигнет даже параметров JET, а в стане токамаков делается JT-60SA с лучшими параметрами, чем JET, молчу уж про ИТЭР, но он будет не скоро.

siron_nsk
Dec. 16th, 2015 01:48 pm (UTC)
RE: Re: конкуренты стелларатор
Значит ли это, что в итоге почти наверняка заработает концепция токамака, а не какая-то другая? Или сейчас вообще всё равновероятно?
tnenergy
Dec. 16th, 2015 07:23 pm (UTC)
Re: конкуренты стелларатор
Очень сложно вам ответить, что бы было понятно. Если судить по финансированию разных ветвей термоядерных реакторов, то видно, что процентов 80 - это токамаки. Т.е. вроде как бы консенсус, что они победят, да и достигнутый тройной параметр у них как минимум в 1000 раз лучше конкурирующих машин. Но это реально наследие ситуации начала 90х. Токамаки концептуально всех победили, но реальные промышленные установки оказываются слишком дорогими и сложными. Начинается новый раунд поиска альтернатив, посмотрите соответствующий тэг.

W 7-X в этом плане вообще уникальный экземпляр. У стеллараторов предыдущих поколений был такой очень неприятный момент - конфигурация их магнитов не позволяла собрать машину с неразъемными магнитами (а сверхпроводящие, де-факто - неразъемные). Посмотрите стелларатор LHD для понимания. Так вот, W 7-x это результат хитрых вычислений, которые решили эту проблему, и позволили создать стелларатор с неразъемными магнитами. Вроде как прорыв, но лекарство оказалось как бы не хуже болезни, в смысле машину и ее сборку это не упростило. Но по инерции "прорывности" решения конца 80х его построили.
ana_nerba
Dec. 16th, 2015 08:49 pm (UTC)
пока это равновероятно
сегодня обе концепции находятся на исследовательском уровне.
как только будет создан прототип с известным коэффициентом трансформации энергии тогда можно подводить итоги.
существует проблема адаптации полученной энергии к существующим промышленным стандартам.
tnenergy
Dec. 16th, 2015 09:34 pm (UTC)
Re: пока это равновероятно
На очень разном исследовательском уровне, надо заметить. Для стеллараторов мало понятны вопросы, которые в токамаках уже решены на инженерном уровне или решаются сейчас - транспорт загрязнений в плазме, физика дивертора, конфаймент быстрых частиц и подогрев альфа-частицами. Судя по скорости строительства стеллараторных установок им надо еще лет 30, что бы достигнуть уровня токамаков сегодня, т.е. подобраться к Q=1 с реальным тритием, а не пересчетными режимами.
ana_nerba
Dec. 16th, 2015 09:50 pm (UTC)
все дело в том
что скорость решения исследовательских и инженерных проблем зависит от времени эксплуатации системы.
если стеллаторы будут опережать в этом секторе токамаки то безусловно быстрее адаптируются к практике.
весь вопрос во времени практической работы устройства.
я не оголтело за стеллаторы или против идеи токамака.
я пытаюсь оценить сравнимые скорости развития проектов.
ana_nerba
Dec. 16th, 2015 08:45 pm (UTC)
Re: конкуренты стелларатор
в целом вынужден согласиться.
радует то ,что именно в науке сохранились принципы хоть сколько-нибудь объективной конкуренции идей и мнений.
и рад что финансирование прорывных проектов пока сохраняется.
alex_avr2
Dec. 15th, 2015 10:34 pm (UTC)
Интересно, почему выбрали алюминий, а не медь?
tnenergy
Dec. 15th, 2015 11:11 pm (UTC)
Дешевле. Где-то это проскакивало в интервью. Была бы тысяча тонн меди...
alex_avr2
Dec. 15th, 2015 11:18 pm (UTC)
Понятно :)
sevasat
Dec. 16th, 2015 01:54 am (UTC)
Это для нас в бытовом и мелкопромышленом плане алюминий - непривычный и неудобный материал для проводов. А в энергетике - алюминиевые шины - норма, и применяются очень широко. Ведь при той же проводимости что и у меди алюминиевая шина будет всего в 1.6 раза больше по площади чем медная, но при этом в 2 раза легче и очень существено дешевле. У алюминия всего два недостатка против меди: хрупкость (в т.ч. хуже пластичность) и требовательность к качеству соединений. В случае с домашней проводкой это сильные недостатки, к тому же череватые проблемами при неправильном монтаже. А когда у тебя шины с площадью сечения примерно с лист A4 - про хрупкость говорить как-то не приходится. Да и соединяются они весьма капитально, так что как следует зачистить, намазать пастой и затянуть - не проблема. А низкий вес позволит делать менее яростными капитальные конструкции под шины, что тоже приятно в финансовом плане. Ну и собствено цена шин - про стоимость аналогичных изделий из меди вообще думать страшно. Да и не только такие толстые как на ИТЭР - даже на небольших квартальных подстанциях вовсю юзают люменевые шины, да и кабели силовые примерно от 100мм2 - почти сплошь алюминиевые.
millord
Mar. 16th, 2016 11:04 am (UTC)
Склад - стандартное изделие из стандартных же компонентов. Естественно, что его построить проще и быстрее.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com