?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю ежеквартальные отчеты по прогрессу проекта ИТЭР, благо появился хоть какой-то иллюстративный материал по площадке. Советую взглянуть на вот этот пост, или на предыдущие отчеты.

Строительство комплекса.

Середина июня 2015. Обратите на готовые колоны здания токамака (у левой бетонной стенки вдали).


Площадка чуть с другого ракурса в начале февраля 2015 года.


  • Продолжается строительство первого подвального этажа (B2) комплекса зданий Токамака, начатая в ноябре 2014 (напомню, что это три совмещенных здания - собственно Токамака №11, Тритиевой фабрики (№14) и Диагностических систем (№74)). Идет сборка армокаркасов и заливка бетона стен и колон этажа. Как обычно строители отстают от своих же графиков (внизу слева даты окончания заливок). Тем не менее в этом году все еще ожидается начало строительство следующего этажа (B2). Всего в комплексе будет 5 общих этажей и 7 всего (два верхних будут закрывать не всю площадь). Начало монтажа оборудования в B11 ожидается 13 октября 2017 года.

    Строящийся сейчас этаж в рамках зданий 11 и 74 с насыщением оборудованием. Круглое в центре (внутри труб) - основание криостата, о котором будет речь ниже.


  • Продолжается сборка металлоконструкций стен здания сборки (здесь будет осуществляться укрупнительная сборка элементов реактора, насыщение датчиками и кабелями), в 2 квартале начата (и почти закончена) сборка крыши этого здания. Закончить стены и поднять на нее крышу нам обещают в сентябре 2015 года, а уже в октябре закончить металлокаркас полностью и приступить к отделке. Сдача строения №13 по плану ожидается 7 апреля 2017 года.

    Еще одним примечательным событием является начало установки оснований гигантских стендов сборки секторов токамака с тороидальными катушками.


    Разрез по зданию сборки. Видны стенды сборки секторов.


    А здесь, на кадре из съемок площадки с дрона видна установка рельсового пути для подвижных элементов стенда.


  • Продолжается строительство здания №61 - служебного строения для систем водооборота и технических газов. Оно будет ближайшим сданным для монтажа зданием (по планам - в ноябре 2016 года)

    На этом кадре справа как раз идут фундаментные работы по зданию №61. Там, где сейчас валяются элементы стен здания 13 должно строиться здание радиочастотного нагрева.


  • Начато строительство здания криокомбината (№51,52) - и стройка эта продлится так же до 2017-2018 года.


  • Важной вехой стала установка первых двух трансформаторов сети постоянных нагрузок (постоянными являются все системы токамака, которые не участвуют непосредственно в создании плазменного выстрела - т.е. криокомбинат, система охлаждения, вентиляция, электроника и прочее)

    Трансформатор 400/22 кВ, 63 МВА и его проходные изоляторы 400 кВ.


  • Однако не было начато обещанное строительство здания радиочастотного нагрева №15



Изготовление компонентов.


Деталь основания криостата, изготовленная в Индии.

Производство комплектующих систем ИТЭР уже находится в той стадии, когда самые простые и стандартные элементы начинают поступать на площадку и даже монтироваться в работу. Более того, довольно скоро мы увидим и нестандартные - так, в сентябре 2015 года планирует отправка (из Индии) 9 деталей основания криостата, из которых в течении 2016 соберут эту конструкцию весом 1200 тонн и размерами 5х30х30 метров. В целом же можно отметить такие новости квартала:


  • Хороший прогресс в изготовлении тороидальных катушек - идет к завершению поставка сверхпроводящих кабелей, на фабриках в Италии и Японии развернуто серийное производство намоточных элементов и корпусов катушек. В конце этого года мы, возможно, уже увидим первый намоточный пакет TF, а в конце следующего - первую готовую катушку.


  • Китай рапортовал об успешных криогенных испытаниях первой (из 6) корректирующей катушки СС.


  • В России испытан серийный прототип гиротрона, а уже весной 2016 года будет испытан первый гиротрон, который должен быть отправлен на площадку ИТЭР, где он и пролежит не меньше 2 лет в ожидании установки в свое гнездо в здании №15. В то же время европейцы только начинают разработку своих гиротронов, поэтому успеют точно в срок.


Майские испытания гиротрона в ОАО "Гиком", Нижний Новгород.

Цех, где идет производство центрального соленоида.

  • Продвигается производство элементов секторов вакуумной камеры - кроме Корейской Hyundai, которая давно уже взялась за первые два сектора камеры изготовлением деталей для 7 других секторов занимается Итальянская компания Ansaldo Nucleare. Итальянцы начали работу весной 2014, и сейчас уже во всю штампуют детали двойной кривизны образующих стенок и сваривают из них сборочные единицы секторов. Первый корейский элемент вакуумной камеры можно ожидать на площадке в начале 2018, первый итальянский - в конце 2018.


Видео процесса горячего прессования элементов сектора вакуумной камеры.


  • Еще одна важная веха - начало намотки первой полоидальной катушки PF1 в России. Хотя, катушка носит название PF1, устанавливаться она будет последней из больших катушек в самом конце сборки токамака (году эдак в 2023).


  • Так же слегка впереди лошади забегает прогресс в создании больших емкостей - например сосудов дюара для ожижителей гелия или емкостей для хранения воды с тритием.

    Прибытие на площадку баков для воды с тритием. Будут установлены на этаже B2 здания трития.


  • Наиболее интересным, на мой взгляд является стартовавший процесс тендеров на создания всяких высокотехнологичных небольших устройств - от высоковольтных вакуумных разъемов, до специфической оптики и многочисленных датчиков, которыми насыщается токамак.


    Высоковольтный вакуумный разъем, сделанный специально для ИТЭР. С помощью таких будут выводиться сигналы с датчиков, расположенных внутри сверхпроводящих катушек.


  • Наконец, необходимо отметить еще один тендерный процесс, стартовавший в мае - на контракты по установке всех многочисленных систем, окружающих токамак. Речь идет о электрических кабелях, водяных, вакуумных и криогенных трубопроводах, монтаже и сборке оборудования подсистем ИТЭР. Вся эта активность стартует в начале 2017 года, соответственно заблаговременно должны быть заключены контракты, подготовлены планы работы, оснастка и обучен персонал.



Примеры монтажного оборудовани и задач, для которых сейчас ищутся исполнители.

Во второй половине года стоит ждать начала строительства второго подземного этажа комплексного здания токамака, завершения сборки металлоконструкции здания сборки, начала строительства  здания радиочастотного нагрева, зданий магнитных конвертеров и здания очистки компонентов, поступающих в чистую зону. В России к концу года должны изготовить первый элемент вакуумной камеры (верхний патрубок), который отправится в Корею.

Однако, пожалуй самым интересным событием станет активность в мастерской криостата. Уже в августе индийский персонал начнет насыщать пустовавшее 10 месяцев здание оборудованием для сварки крупногабаритных деталей основания токамака в единое целое. Первые рабочие тесты должны пройти в ноябре месяце, а в конце года мы возможно увидим первые кадры сборки первого элемента непосредственно токамака.

Ну и напоследок небольшой ролик от агенства ITER IO, который рассказывает о некоторых ярких событиях первого полугодия.


Comments

( 27 comments — Leave a comment )
ardelfi
Jul. 4th, 2015 06:06 pm (UTC)
> Видео процесса горячего прессования элементов сектора вакуумной камеры.

Интересно что налито в бак, куда опустили нагретую до оранжевого цвета пластину. Вода бы вскипела, масло бы загорелось, а фторуглерод не разливали бы кругом (дорогой). Что же это?
tnenergy
Jul. 4th, 2015 06:11 pm (UTC)
Обычная вода, думаю. Пленочное кипение + пузыри от перемешивания - вот и не заметно кипения от железяки.
dimmcompany
Jul. 4th, 2015 07:24 pm (UTC)
жаль конечно, что это строится во франции
tnenergy
Jul. 4th, 2015 07:27 pm (UTC)
А в какой стране было бы не жаль?
dimmcompany
Jul. 4th, 2015 07:44 pm (UTC)
В России конечно же)))

я пытаюсь понять - что полезного принесёт нам участие в этом, "бесконечном", проекте?

п.с. ну и политическая обстановка не добавляет оптимизма
tnenergy
Jul. 4th, 2015 08:21 pm (UTC)
>В России конечно же)))

Ну, Европа очень дорого платит за положение хоста проекта - всю стоимость стройки (а это порядка 4 миллиардов евро).

>я пытаюсь понять - что полезного принесёт нам участие в этом, "бесконечном", проекте?

Вообще говоря две вещи - получение доступа ко всей документации проекта, который мы оплачиваем на 1/11 и несколько высокотехнологичных производств здесь, в России (можно вспомнить о мощностях по производству сверхпроводникового стрэнда на ЧМЗ, НИКИЭТовское производство для элементов первой стенки и вакуумной камеры, мощности и технологии НИИЭФА по производству переключателей тока), поддержку коллективов по термоядерному направлению. Альтернативой было зарубить термоядерное направление в нашей стране и раздать деньги еще куда-нибудь.
tnenergy
Jul. 4th, 2015 08:23 pm (UTC)
И да, думаю, что если бы стоимость ИТЭР для России выросла бы с ~33 млрд рублей за 10 лет до 150 млрд рублей за 10 лет, то количество критиков проекта выросло бы в десятки раз.
ardelfi
Jul. 5th, 2015 03:06 am (UTC)
Появилось большое сомнение что его вообще достроят -- за оставшиеся 5 лет (уже) неизбежно наслучается столько нехорошего, в том числе в Европе, что кооперация развалится, проект затянется, часть участников потеряет возможность сделать свою часть, другая потеряет интерес, третьим надоест такая кооперация. По нынешним(?) планам стройка продлится до 2020, а D+T плазмы не будет раньше 2027, и это без учёта "внезапной" политики. Если вся документация доступна всем участникам, это и может стать наиболее вероятным призом за участие. Китайцы наверняка свой захотят построить, или в рамках азиатской технологической кооперации и международной научной -- они могут себе такое позволить на карманные деньги, включая оплату чистой науки.
tnenergy
Jul. 5th, 2015 08:31 am (UTC)
Такой риск, разумеется, есть, но я бы не стал преувеличивать кризисные прогнозы. В проект уже вложена примерно половина всех денег, а через 5 лет будет уже 2/3, и остаточные расходы будут не так велики.

>Китайцы наверняка свой захотят построить, или в рамках азиатской технологической кооперации и международной научной -- они могут себе такое позволить на карманные деньги, включая оплату чистой науки.

Они уже хотя построить национальный аналог ИТЭР - CFETR, но не ясно хватит ли сил и умения. Хотя, через какое-то время, наверное хватит.
ardelfi
Jul. 5th, 2015 10:34 am (UTC)
Проблема не в расходах, а в политике. Если конфликт между западом и востоком продолжит нарастать нынешними темпами, до 2020 кооперация станет невозможной по какой-либо причине. Сегодняшние проблемы между РФ и штатам на тему ракетных двигателей состоят полностью из политики, всё остальное всех устраивало. Это модель конфликта, и ИТЭР гораздо более уязвим для него, особенно если случится какая-нибудь война между участниками кооперации.
igor_schwab
Jul. 4th, 2015 10:56 pm (UTC)
читашь такие новости, и возвращается чуть чуть веры в человечество. Ещё бы по другим направлениям устроить такую "глобализацию!"
amginskiy
Jul. 5th, 2015 04:00 am (UTC)
Есть отставание от графиков? Росатом зимой "жаловался", что только Россия и Китай работают по графику, остальные все срывают.
tnenergy
Jul. 5th, 2015 08:45 am (UTC)
Да, постоянно есть отставание, в основном у строителей. В октябре прошлого года Apave заявлял, что к концу 15 года они будут заканчивать этаж B1, а реально они не успевают даже закончить этаж B2, по-моему.

Насчет России и Китая в общем-то верно, хотя я не замечаю каких-то проблем с графиком у Индии и Кореи еще. Но это все не критично, т.к. первые инсталляции компонентов, которые делают участники начнутся в 2017, а закончатся дай бог в 2025, поэтому еще есть время по отставать.
rst37_2
Jul. 5th, 2015 07:15 pm (UTC)
Рогозина на них нет стройкой руководить. В России за пару лет целый космодром практически построили, хоть и со скандалами. Не думаю что в строительной части он сильно проще реактора. Из-за чего отстают-то вообще?
tnenergy
Jul. 5th, 2015 07:44 pm (UTC)
Ну во-1 ИТЭР заметно посложнее космодрома, это ядерный объект с многочисленными вытекающими, да и сложность оборудования на порядок выше, чем на Восточном Во вторых у Рогозина при вдвое больших денежных ресурсах тоже все не слава богу.

Сейчас они отстают, как мне кажется, потому что контракторы не могут набрать достаточного количества сертифицированных на ядерную стройку людей. Но вот, например, после фукусимы атомнадзор заставил перепроектировать основание токамака (ту самую корону, что есть на кадре выше), что задержало стройку почти на 1,5 года.
rst37_2
Jul. 5th, 2015 07:59 pm (UTC)
А какие есть специальные требования к квалификации строителей на ядерных объектах? Какие-то особые сорта бетона, или технологии строительства применяются, исключительно для атомной отрасли?

Как вообще оценивают потенциальную опасность от ИТЕР по сравнению с обычной АЭС? По идее, даже в самом ужасном случае, если что-то неправильно рассчитали, реактор не выдержит нагрузок и взорвется, радиационная опасность будет исходить только от его конструкционных материалов плюс разлив тритиевой воды? С токамаками, вообще, какие-то серьезные инциденты случались?
tnenergy
Jul. 5th, 2015 09:12 pm (UTC)
>А какие есть специальные требования к квалификации строителей на ядерных объектах?

Я не знаю, но в требованиях F4F для контракторов строек итэр есть строчки про соотвествующую сертификацию сотрудников. Думаю, речь идет о неком наборе правил, которые надо заучить и сдать экзамен.

>Какие-то особые сорта бетона, или технологии строительства применяются, исключительно для атомной отрасли?

Да, много чего. Что-то может применяется и вне, но вот что меня удивило:

1. Все армирование делается по 3д моделям и довольно точно. Может быть это есть и в обычной стройке.
2. Бетон специальных, для биозащит - с наполнением железной рудой, укладка бетона везде контролирует с записью температуры, с контролем полостей потом.
3. Сверлить его нельзя, поэтому все оборудование будет устанавливаться на интегрированные в бетон железные пластины, коих в объекте будет 80 тысяч штук. Для некоторых из них требования по точности установки +-0,5 мм в глобальных координатах, поэтому позиционируются они с помощью лазерного трекера.

>Как вообще оценивают потенциальную опасность от ИТЕР по сравнению с обычной АЭС? По идее, даже в самом ужасном случае, если что-то неправильно рассчитали, реактор не выдержит нагрузок и взорвется, радиационная опасность будет исходить только от его конструкционных материалов плюс разлив тритиевой воды?

Я все хочу написать статью об этом. В кюри ИТЭР гораздо более безопасен (десятки тысяч кюри против десятков и сотен миллионов). Но вот тритий, конечно, довольно неприятная хрень.

>С токамаками, вообще, какие-то серьезные инциденты случались?

Случались, но серьезно с тритием работал только JET (и в этом году снова будет работать - как раз в июне началась завозка трития на площадку), а с ним тьфу-тьфу ничего серьезнее разрыва магистралей не было.
rst37_2
Jul. 5th, 2015 09:27 pm (UTC)
А что за особые проблемы с тритием? Википедия, по крайней мере, говорит что излучение задерживается роговым слоем кожи и опасно лишь при попадании внутрь, да и выводится из организма он довольно быстро. То есть, если утечка и произойдет, то будет вроде как неприятно, но все-таки не сильно страшно?
tnenergy
Jul. 5th, 2015 09:52 pm (UTC)
>и опасно лишь при попадании внутрь, да и выводится из организма он довольно быстро.

У него период полувыведения вроде порядка 40 дней. Не то что бы очень быстро, учитывая его активность.

>То есть, если утечка и произойдет, то будет вроде как неприятно, но все-таки не сильно страшно?

По НРБ-99 судя, это не самый страшный изотоп, но в силу его летучести и легкого встраивания в биоцикл атомнадзоры его боятся довольно капитально. Тем более в случае ИТЭР речь идет о 2-3 кило общего инвентаря трития - а это уже десятки мегакюри, сравнимо с, например с выбросами из АЭС Фукусима.
rst37_2
Jul. 5th, 2015 10:16 pm (UTC)
Тогда понятно. Будем ждать вашу статью:)

Вообще, очень интересный у вас блог. Читаешь, просто поражаешься, насколько сложные проблемы люди решают. Хотя казалось бы, масса народу работает в отрасли, но что там реально делается, большинству, фактически, неизвестно. В новостях разве что сообщат о том что очередную АЭС построили. А у вас все вполне доступно и при этом на хорошем уровне.
samrustor
Jul. 5th, 2015 08:21 am (UTC)
Скока бабла попилят!
И эти люди, укравшие миллиарды на бак-е, и крадущие миллиарды тут, упрекают нас за олимпиаду??? Ну наглецы!
И (ооо!!!) СВЕРХПРОВОДЯЩИЕ кабели!! УУ!!!
tnenergy
Jul. 5th, 2015 08:45 am (UTC)
Re: Скока бабла попилят!
У вас наверное и документы есть, кто что украл на ИТЭР?
samrustor
Jul. 5th, 2015 09:50 am (UTC)
Re: Скока бабла попилят!
Ага, ток он засекречен, сами понимаете.
kandakou
Jul. 5th, 2015 08:30 am (UTC)
Спасибо, очень интересно. В названии поста 2014 год - видимо опечатка.
tnenergy
Jul. 5th, 2015 08:36 am (UTC)
Да, точно, спасибо.
djkmomega
Jul. 6th, 2015 08:36 pm (UTC)
спасибо, что держите в курсе.
nick_55
Jul. 9th, 2015 02:15 pm (UTC)
Не совсем ОФФ:)
Просто не знаю, в каком из Ваших постов написать этот коммент, поэтому решил здесь.
Как известно, одним из материалов для пайки различных соединений СМС и СП-проводов является индий.
Почему его использовали? Во-первых, из-за низкой температуры плавления - 150 град.
Именно поэтому мы и использовали его во ВНИИЭМ для соединения "галет" из ниобий-оловянной "плющенки" - название статьи я Вам давал в комментах к другому Вашему посту. В этих галетах для межвитковой изоляции использовалась арамидная бумага, пропитанная не эпоксидкой, а анаэробным герметиком Анатерм-101 с прогревом каждого витка до 150 град. Ясно, что если бы мы для соединения галет использовали бы припой ПОС-61, то при нагреве до его температуры плавления - 210 град запросто могло бы произойти разрушение изоляции. Таким образом, здесь причина использования индия - технологическая.
А когда я пришел работать в свой нынешний институт, то обнаружилась еще одна причина. Коллеги измеряли гистерезисные потери в образцах из ниобий-титанового провода очень малого объёма. Как их измеряют при помощи двух катушек, Вы сами, наверное, хорошо знаете. И оказалось, что ПОС-61, которым были запаяны токовводы измерительного соленоида и индуктора из-за своей "остаточной сверхпроводимости" дает очень сильный паразитный сигнал, который очень трудно скомпенсировать даже делителями и отводами с компенсационной катушки, причем по понятным причинам в низких полях этот сигнал возрастает. Тогда коллеги везде, где только можно заменили ПОС-61 на индий и паразитный сигнал уменьшился как минимум на 2 порядка, если не больше.
Поэтому и мы уже в нашем новом соленоиде с индуктором, предназначенном для измерения потерь в многожильных кабелях, тоже сразу запаяли токовводы индием. Заодно, и практически опровергли неизвестно откуда взявшееся представление, что "индием нельзя ничего залудить". Другое дело, что у нас объёмы образцов были во много раз больше, чем у коллег, поэтому мы могли использовать измерительные катушки с меньшим числом витков и отводов. Таким образом, в данном случае причина использования индия - "физическая".
НО! Как показали измерения, сделанные уже в эпоху ВТСП, проводимость ПОС-61 при азоте примерно на 10-12 % выше, чем у индия и припоя ПОИН-52 (48 % олова) на его основе, к тому же ПОС-61 и механически прочнее. Значит, если только ВТСП лента не боится температур 200-210 град (SO - не боится, сами проверили), использовать индий уже не имеет смысла.
А теперь до вопроса доехали. Наверняка, и при гелиевых температурах проводимость ПОС-61 выше, чем у индия.
Но почему-то и для пайки токовводов магнитов, предназначенных для измерений на постоянном токе, тоже стремились использовать индий. Зачем, если он дороже, менее прочен, и проводимость его выше? При этом на постоянном токе при измерениях ВАХ, стабильности и т.п. никакие измерительные катушки в большинстве случаев не используются, и, соответственно, никакой паразитный сигнал возникать не будет. Можно узнать Ваше отношение к этому представлению о "желательности индия" везде, где только можно? Мб, я что-то упустил?
А в паяных соединениях магнитных систем ИТЭР, если таковые есть, какой припой используется и почему? Пардон, что длинно получилось.)

Edited at 2015-07-09 02:16 pm (UTC)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com