?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  При жидкосной переработке отработанного ядерного топлива (между прочтим переработка - основа замкнутого ядерного топливного цикла) все высокоактивные продукты деления надо каким-то образом удалить из азотнокислых растворов. Обычно смесь упаривают и смешивают солевой выпарной остаток с расплавленным алюмофосфатным стеклом, которое создает стойкий барьер нераспространения ВАО. Расплав разливают и помещают в хранилища. Как это выглядит - в видео



Маяк перерабатывает около 200-250 тонн ОЯТ в год, и объем подобного ВАО должен составлять около пары десятков тонн. Интересно, что в основном это продукты переработки ОЯТ ВВЭР-440, в том числе из Украины, куда это ВАО в последствии должно вернуться.

Tags:

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
sammolove
May. 10th, 2017 05:43 pm (UTC)
А как же вода не выкипает как только её льют на расплавленное стекло?
tnenergy
May. 10th, 2017 05:58 pm (UTC)
Вода выкипает в испарителе, в стекло сыпят солевой остаток из выпаривателя.
carrot_v
May. 11th, 2017 07:40 am (UTC)
А то, что выпаривается, не активно?
tnenergy
May. 11th, 2017 07:57 am (UTC)
Точно не знаю, но из общих соображений, когда из раствора в гигабеккерель на литр выпаривается вода, то она выносит часть активности (не говоря уже о тритии), но очень небольшую. Но такую воду можно пустить обратно в цикл, или чистить дальше, а потом слить в пруд - короче все зависит от нормативов.
zelanton
May. 10th, 2017 06:59 pm (UTC)
Как-то смущает, что хоть и низкоактивные отходы, но всё же сливают в реку. Неужели это общемировая практика?
tnenergy
May. 10th, 2017 07:59 pm (UTC)
Короткоживущие и низкоактивные РАО "Маяк" сливает в окружающие его озера по принципу "мы сливаем меньше, чем снижается активность этих озер за счет естественного распада". На крупном французском заводе Ла-Аг, к примеру, тоже сливают НАО в океан.

Причем эти НАО - это всякая дезактивационная вода, снятие пленок кислотными растворами, растворение циркониевых (малоактивных) твэлов и т.п., все это фильтруется, но жидкий остаток тем не менее имеет измеримую активность. С ним сложно что-то сделать, при концетрациях радионуклидов, что нибудь 10^-14 - никак не сконцентрировать, поэтому просто сливают.

Не знаю, насколько это правильно, но такая действительность. В новом заводе на ГХК изменяют технологическую схему, что бы не было эти жидких РАО, но теряют универсальность линий переработки при этом.
zelanton
May. 10th, 2017 08:03 pm (UTC)
Как бы ладно, но более всего удивляет что это вот так, в открытую, без пояснений гонят по ТВ. В результате впечатление от репортажа "ужас какой", если опустить маты. Такое или пояснять надо вначале, в середине и в конце, или вообще не показывать.
tnenergy
May. 10th, 2017 08:35 pm (UTC)
Да, странно, обычно такие вещи как-то более правильно подают.
evgen_kr
May. 17th, 2017 04:45 am (UTC)
Там вначале сказали, что по сути это условно загрязненная вода, но как-то невнятно.
misha_makferson
May. 11th, 2017 05:47 am (UTC)
Ну не в реку наверное, а в пруды-накопители. С каким-нибудь шламом с обогатительных заводов точно также поступают.
antiwhat
May. 10th, 2017 08:11 pm (UTC)
Хороший репортаж. Молодцы телевизионщики.
savechenkov
May. 11th, 2017 01:34 am (UTC)
Интересно, а пламя чего-то, скажем на 8:03 - оно имет отношение к сабжу, или просто картинка красивая?
Если там нитраты, они ж гореть не будут.
tnenergy
May. 11th, 2017 06:20 am (UTC)
Подозреваю, что это кадры сжигания стружки оружейного урана по ВОУ-НОУ или просто по каким-то операциям перевода металла в оксид.
savechenkov
May. 13th, 2017 05:42 pm (UTC)
ЗЫ:
>кадры сжигания стружки оружейного урана по ВОУ-НОУ
А вот кстати да. У вас где-то был ролик, в котором сжигали емнимс плутониевые стружки. Может, урановые.
Проглядел по тэгу ЗЯТЦ - не нашёл. Плохо искал? Ну, мне это так, в краеведческих целях :)
tnenergy
May. 13th, 2017 07:57 pm (UTC)
Re: ЗЫ:
Да, урановой стружки, вот здесь http://tnenergy.livejournal.com/31776.html
savechenkov
May. 13th, 2017 10:24 pm (UTC)
Re: ЗЫ:
Дзеньки!
Если это на ВОУ-НОУ, то да, уран. Интересно, что стружка горит, не плавясь. Магний ведёт себя по-другому, он в зоне горения плавится и разрушает оксидную оболочку - кипит очень низко, 1091C. Фактически, горят пары магния.
Вероятно, Pu (кипит 3228С) горит аналогично U (4131C), а кислород диффундирует через оксид и трещины в оксидном слое. Интересно только, может ли при этом металл раскаляться добела, если он в любом случае снизу.
vikshevchenko
May. 11th, 2017 02:29 pm (UTC)
остекловывают потому что стекло может храниться тысячи лет?
а при необходимости можно извлечь все обратно и использовать в ЗЯТЦе?
tnenergy
May. 11th, 2017 03:15 pm (UTC)
>остекловывают потому что стекло может храниться тысячи лет?

Сотни тысяч. Очень упорная к коррозии матрица.

>а при необходимости можно извлечь все обратно и использовать в ЗЯТЦе?

А там нечего использовать по сути. Остекловывают в основном продукты деления + минорные актиноиды. Последние в ЗЯТЦ планируют пускать только потому что время высвечивания у них - до полумиллиона лет, что осложняет проектирование захоронений.
EtnosSavinov
May. 12th, 2017 10:50 am (UTC)
Отличный сюжет! Как всегда на высоте! Спасибо! В Росатоме огромное количество тем для подброного разбора, и все они очень интересные и познавательные. И помогают обывателям, не связанным с атомной энергетикой, понять суть многих процессов и перестать идти на поводу у некоторых "псевдоэкологических" организаций, слушая весь их бред об опасности, исходящей от атомной энергии.
bigdrum
May. 14th, 2017 09:14 am (UTC)
---в том числе из Украины, куда это ВАО в последствии должно вернуться

???
evgen_kr
May. 17th, 2017 04:34 am (UTC)
Остеклованные ВАО возвращают обратно владельцам переработанных ТВЭЛов.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com