?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В спальне бога

Немножко вне основной тематике блога - шикарный пост про "Буран" от ralphmirebs. От себя добавлю, что "Энергия-Буран" чем-то схожа и даже превостоходит по сложности, многогранности и масштабу с проектом ИТЭР. Очень красивая лебединая песня космической мощи СССР.



Нельзя заходить в спальню к богу,
Даже если его там нет.
Нельзя заходить в спальню к богу,
За дверью большой секрет
- Ундервуд.


Буквально вчера, 02 июня 2015 года, исполнилось 60 лет колыбели мировой космонавтики и крупнейшей отечественной космической гавани - космодрому Байконур. За эти годы на его территории было испытано множество разнообразных космических аппаратов, вершиной которых стала система "Энергия-Буран". Но история выбрала свой путь и проект умер в младенчестве.

Более двух десятилетий назад, в последний раз закрылись тяжёлые сдвижные двери МЗК - монтажно-заправочного комплекса, отрезав от манящего звёздного неба два орбитальных космических корабля. Есть лёгкая ирония в том, что место рождения тех, кто должен был бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом.





Монтажно-заправочный комплекс едва ли ни самое большое здание на территории космодрома Байконур. Его спроектировал ижевский институт «Прикампромпроект». Длина сооружения 132 метра, а высота 62. С торцов расположены так называемые откатные сооружения – попросту огромные сдвижные ворота. Самые большие из них обладают размерами 42 на 36 метров, достаточными для прохода "кузнечика" со связкой из ракетоносителя «Энергия» и с установленным на ней орбитальным кораблём.







Несущие конструкции МЗК изготовлены из особой стали и должны выдержать давление ударной волны возникшей в случае возможного взрыва тяжёлого ракеты-носителя на ближайшей стартовой площадке.

По бокам к основному корпусу примыкают четырехэтажные пристройки, в которых размещается разнообразное оборудование для проведения тестов, организации вентиляции и электроснабжения.

Поскольку помещение, в котором происходила работа с орбитальным кораблём, не должно было содержать пыли, в нем искусственно создавалось повышенное атмосферное давление. Все двери, ведущие из корпуса в коридоры, являлись герметичными.

Под потолком двигались три поперечные кран-балки, каждая их которых обладает грузоподъёмностью в 400 тонн. Ещё выше их опутывает сложная система мостков под самой крышей, открывающая доступ к лампам освещения.







В настоящее время внутри МЗК находятся два корабля, один из которых второй летный экземпляр "Буря", а другой технологический макет ОК-МТ для отработки предстартовых операций. Но, несмотря на то, что это макет, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль. И тот и другой не в самом лучшем состоянии и из-за этого они взаимно дополняют друг друга.







А теперь, давайте опустимся пониже и окинем взглядом весь зал. Над вторыми (малыми) торцевыми воротами находится великолепная обзорная площадка.







Боковые стены МЗК увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ, оснащённых гидроприводами. Эти конструкции необходимы для проведения всевозможных работ на разных высотах, без прикосновений к теплозащитным плитам. Здесь же находятся пассажирские шлюзы-трапы для попадания на борт орбитальных кораблей.





















Я не удержусь и позволю себе показать две исторические фотографии, демонстрирующие применение технологических платформ. Фотографии взяты с сайта Буран.







Спустимся к орбитальным кораблям. Они установлены не на шасси, а на транспортные тележки, перемещающиеся по утопленным в пол рельсам. Перед носами кораблей, высятся другие технологические платформы, предназначенные для доступа к кабинам и двигателям. Платформы, как и корабли, могут кататься по рельсам вперед-назад.

















Время и люди не пощадили корабли и их нынешнее состояние весьма плачевно. Часть плиток теплозащиты отвалилось, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помёта, скопившегося на двадцать с лишним лет.











На момент остановки работ, готовность "Бури" достигала 95-ти процентов. Внешне, помимо индивидуального рисунка теплозащитных плиток, от ОК-МТ она отличается наличием установленных двигателей ориентации в носовой части.









В хвостовой части, "Буря" лишилась контейнера с тормозными парашютами, но двигательная установка выглядит вполне целой.











У макета ОК-МТ хвостовая часть сохранилась заметно лучше, да и лобовое остекление не пострадало.



















Внутри макета почти всё так же, как и на "взрослом" корабле. Лишь некоторые элементы заменены на деревянные кубики с указанием названия и массы блока. Конечно, уже не понятно что стало с отсутствующим оборудованием - не было установлено или выдрано на драгоценные металлы. В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто.























Ещё пара взглядов на оборудование МЗК.







История движется по спирали. Это объективный процесс, повторяющийся раз за разом. Можно сожалеть об утраченном времени и скорбеть о былом величии, но факты остаются выше этого - Россия стремительно теряет статус ведущей космической державы. Вот уже более двадцати лет, страна не производит ничего принципиально нового, продолжая эксплуатировать наследие Советского Союза. Ведутся лишь работы по модернизации старых заделов, но всё иное остается лишь словами и проектами на бумаге. Несомненно, знатное прошлое позволит продержаться на плаву еще десятилетие-другое в роли космического извозчика, но лишь до тех пор, пока китайские ракеты не перешагнут должный рубеж своей надёжности и не обрушат цены на вывод груза на орбиту.

Из космонавтики ушла романтика, оставив ей лишь сухие цифры финансовой статистики. Зачем тратить триллионы на космос, если это не принесёт прибыли за обозримое время?

Во времена противостояния политических систем, гонка двух сверхдержав оказывала благотворное воздействие на научно-технический прогресс. Возможное военное и идеологическое применение рождало десятки всевозможных проектов. Да, большинство из них не выходило за рамки чертежей и макетов, но те, что просачивались сквозь сито испытаний и комиссий, получали неограниченную поддержку.

Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено ещё до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам.

А закончить свою статью я хочу обыгрыванием заголовка и эпиграфа.

Rise my God! From ashes rise!
Восстань мой бог! Восстань из пепла!





Comments

( 38 comments — Leave a comment )
martinmics
Jun. 16th, 2015 10:44 am (UTC)
Ну неужели нельзя нагнать туда тех же студентов для наведения порядка и поддержания оборудования и челноков в достойном состоянии? С Байконура много народа поступает в ту же Можайку, какая разница, что драить первакам - плац в Лехтуси или такой объект дома? Жуть просто. Нельзя так.
Почему-то я уверен, что даже добровольцев для банальной мойки и работ по консервации нашлось бы достаточно.
Лучше даже передать их в иностранный музей, если свои не могут осилить такие экспонаты. Времена получше настанут - заберём обратно.
Это всё, конечно, сложнее переделки заводских корпусов в офисы по всей стране, но делать надо. Урезали бы депутатам представительские расходы и денег хватило бы.
Эх, мечты, мечты.
tnenergy
Jun. 16th, 2015 01:13 pm (UTC)
Насколько я помню, вся эта собственность по Энергии-Буран была передана Казахстану (как собственно и весь космодром). Т.е. драить отечественными курсантами/студентами чужую собственность - некомильфо, а Казахстану наплевать.
simsun
Jun. 16th, 2015 07:02 pm (UTC)
а что же Россия там арендует?
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2015 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_schwab - Jun. 22nd, 2015 11:26 pm (UTC) - Expand
ardelfi
Jun. 16th, 2015 11:53 am (UTC)
> Из космонавтики ушла романтика, оставив ей лишь сухие цифры финансовой статистики. Зачем тратить триллионы на космос, если это не принесёт прибыли за обозримое время?

Кризис жанра в крайней степени -- вот куда ушла романтика, но это лишь симптом. Причина кризиса -- достижение правого края логистической кривой, на котором "триллионы" не дают даже заметного прогресса.

> Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено ещё до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам.

Лозино-Лозинский признал "Буран" ошибкой. По привычке бросились обгонять и перегонять "Шаттл", не посчитав баланс затрат и приобретений, и возможностей экономики -- обогнали, сделали. Но в замкнутой системе экономики "неограниченная поддержка" одного проекта неизбежно подразумевает неограниченную гибель множества других, которые в первой или второй фазах логистической кривой, и потому их баланс затрат и приобретений гораздо выгоднее. А теперь нет ни шаттлов, ни буранов, а есть Х-37 -- на этот раз уже амы догнали и перегнали советскую "Спираль", на которую как раз и не хватило поддержки. Это исторический урок.

Смотреть на руины и вздыхать о прошлом -- признак старости и близкой смерти культуры, в данном случае космической индустрии, унаследованной от СССР. Сегодня эти люди неспособны написать список толковых пожеланий для правительства -- попробовали и получилось отвратительно, до сих пор переписывают. Они ничего не хотят, у них всё в прошлом. Поэтому лучше на руины не смотреть, а найти людей, которые что-то толковое хотят, и поддержать их. Но не получается, хотя эти люди на виду, и нужны им вовсе не триллионы. У Маска есть безумная мечта, бизнес-план и идёт последовательная работа по созданию нового на основе старого -- это лишь пример для пробуждения, не для подражания. Маску всего 43, а директору ИКИ Зелёному 66. Королёву было 40 лет когда его назначили главным конструктором баллистических ракет, и 51 когда полетел спутник. Глушко был на 2 года моложе Королёва. Вот в чём главная проблема космоса в РФ сегодня -- срок годности давно истёк.

p.s. Когда Кириенко получил "Росатом", ему было 45 -- результаты его работы известны.

Edited at 2015-06-16 11:59 am (UTC)
tnenergy
Jun. 16th, 2015 12:58 pm (UTC)
>Кризис жанра в крайней степени -- вот куда ушла романтика, но это лишь симптом. Причина кризиса -- достижение правого края логистической кривой, на котором "триллионы" не дают даже заметного прогресса.

Верно, с уточнением, что речь идет о средствах выведения и пилотируемой космонавтике. Роботизированная часть растет и развивается семимильными шагами, и качественно и даже количественно.

>Лозино-Лозинский признал "Буран" ошибкой. По привычке бросились обгонять и перегонять "Шаттл", не посчитав баланс затрат и приобретений, и возможностей экономики -- обогнали, сделали. Но в замкнутой системе экономики "неограниченная поддержка" одного проекта неизбежно подразумевает неограниченную гибель множества других, которые в первой или второй фазах логистической кривой, и потому их баланс затрат и приобретений гораздо выгоднее.

Согласен и с вами и Лозино-Лозинским. Хотя меня прежде всего завораживает инженерная красота проекта. Главное отделять это чувство от рационального подхода.

>Сегодня эти люди неспособны написать список толковых пожеланий для правительства -- попробовали и получилось отвратительно, до сих пор переписывают. Они ничего не хотят, у них всё в прошлом. Поэтому лучше на руины не смотреть, а найти людей, которые что-то толковое хотят, и поддержать их. Но не получается, хотя эти люди на виду, и нужны им вовсе не триллионы.

Да, и опять я с вами согласен на 200%. Регулярно общаюсь с людьми из индустрии - сочетание бюрократии, подавления инициативы и отсутствие обратной связи. Фактически мотиватором выступает привычка и борьба за финансирование.

Интересна дальнейшая судьба космонавтики. Как раз у руля встал 50-ти летний Комаров - будет ли он что-то новое делать?

(no subject) - ardelfi - Jun. 16th, 2015 01:07 pm (UTC) - Expand
tnenergy
Jun. 16th, 2015 01:03 pm (UTC)
Кстати, если говорить более обще - я лично считаю, что пилотируемая космонавтика в нынешнем виде не нужна вообще, а развивать нужно робототехнику вплоть до макрорепликаторов, поддерживать грантами всякие разработки в области космических технологий (СБ, батареи, электроника, механика, двигатели), развивать биологию и технологии ИИ. Нужен совершенно другой базис и сумма технологий, что бы появился реальный интерес к добыче полезных ископаемых, например. Тогда сразу проекты типа пусковых петель или космических башен-фонтанов перейдут из мечтаний в конкретную нужду и "освоение космоса" перестанет быть затрепанным лозунгом.
(no subject) - ardelfi - Jun. 16th, 2015 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2015 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ardelfi - Jun. 16th, 2015 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2015 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ardelfi - Jun. 16th, 2015 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2015 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ardelfi - Jun. 17th, 2015 12:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - Юрий Бахвалов - Jun. 17th, 2015 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ardelfi - Jun. 17th, 2015 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Гаврилов - Jun. 17th, 2015 01:54 pm (UTC) - Expand
alex_avr2
Jun. 16th, 2015 01:18 pm (UTC)
А можно для несведующих про Росатом? Каковы результаты?
(no subject) - ardelfi - Jun. 16th, 2015 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_avr2 - Jun. 16th, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ardelfi - Jun. 16th, 2015 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2015 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_avr2 - Jun. 16th, 2015 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2015 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - victor_chapaev - Jun. 16th, 2015 03:43 pm (UTC) - Expand
yadren_fei
Jun. 16th, 2015 10:03 pm (UTC)
А что про Росатом известно? Я как-бы в теме немного - из всех Российских госкорпораций - самая чистая и благополучная.
В другой какой стране может и лучше было, но в этой благополучие атомной отрасли очевидно и на фоне остального - впечатляет.
(no subject) - ardelfi - Jun. 17th, 2015 12:25 am (UTC) - Expand
Константин Русаков
Jun. 16th, 2015 01:01 pm (UTC)
Буран, при всей своей грандиозности - тупик нашей космонавтики. Хоть и взлетел. Даже по сравнению с шаттлами. Вот такое имхо.
krazzzer
Jun. 16th, 2015 01:21 pm (UTC)
А чем можно разбить стекло, рассчитанное выдержать вход в атмосферу? Ведь "Буря" это же не макет?
tnenergy
Jun. 16th, 2015 01:28 pm (UTC)
Не думаю, что оно прям такое стойкое к механическим повреждением. Молотком, или еще каким инструментом можно разбить, было бы желание.
(no subject) - krazzzer - Jun. 16th, 2015 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tnenergy - Jun. 16th, 2015 02:29 pm (UTC) - Expand
rambocito
Oct. 8th, 2016 04:20 am (UTC)
Для бабуина - не проблема что-нибудь сломать. Ломать - не строить.
vlkamov
Jun. 17th, 2015 07:07 am (UTC)
Чувствуется новое поколение технологий. Вот его-то и "прекратили". А теперь и старые посыпались.
za_neptunie
Jun. 20th, 2015 06:38 pm (UTC)
Без сомнения аппокалитическая картина. В такие минуты я начинаю сомневаться в разумности человека, как биологического вида.
rambocito
Oct. 8th, 2016 04:17 am (UTC)
Да вообще сердце щемит, когда видишь образцы советской технической культуры в таком состоянии.
( 38 comments — Leave a comment )

Profile

tnenergy
Ядерная энергия

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com